Наблюдая за ходом избирательной кампании на пост губернатора Самарской области, я не могу отделаться от ощущения, что присутствую на грандиозной театральной постановке. Причем «капустник» этот довольно дорогостоящий – на него не пожалели 360 миллионов рублей из бюджета на одни только избирательные комиссии. Сумма вряд ли окончательная. Активно имитируют... удовольствие от процесса!

Главный герой пьесы – врио губернатора Вячеслав Федорищев. Он настолько уверен в своей роли, что даже не считает нужным притворяться кандидатом. Федорищев колесит по области, открывая детские площадки и проводя совещания. Государственные СМИ послушно освещают каждый его шаг, старательно избегая упоминаний о предстоящих выборах и его статусе кандидата.

Особенно примечательна технология сбора обращений граждан, используемая командой Федорищева. Адреса приема этих обращений распространяются с сайта правительства области и сайтов местных администраций. При этом все преподносится не как часть избирательной кампании, а как забота чиновника о благе народа.

«Вот, граждане, новенький приехал, жалуйтесь, я намерен защитить, обогреть, сделать и исправить», – как будто говорит нам эта кампания.

На фоне общего «безтемья» и самоцензуры кандидатов, внезапно разгорелась дискуссия вокруг острого вопроса миграции. В условиях, когда кандидаты избегают острых углов и значимых региональных проблем, тема мигрантов стала, пожалуй, единственной, вызвавшей реальный резонанс.

Врио губернатора Вячеслав Федорищев, демонстрируя решительность, внес поправки в закон, запрещающие мигрантам с патентами торговать продуктами и одеждой в Самарской области. Этот шаг, очевидно призванный заработать политические очки на волне антимигрантских настроений, вызвал неоднозначную реакцию.

Часть мигрантов, не желая сдаваться без боя, наняла адвокатов для оспаривания запрета. Другие задумываются о смене сферы деятельности или вовсе об отъезде из региона. Но возникает резонный вопрос: найдется ли достаточно местных жителей, готовых заменить мигрантов в сфере рыночной торговли? Ведь работа на рынке – это не просто стояние за прилавком. Это и закупка товара, и его транспортировка, и умение договариваться с поставщиками и контролирующими органами.

Есть опасения, что этот запрет может привести к последствиям, схожим с печально известной борьбой с алкоголизмом путем вырубки виноградников. Люди не перестанут нуждаться в доступных продуктах и одежде, но прилавки рынков могут опустеть. И давайте будем честными – рынок с его разнообразием и ценами – это не «Магнит» и не «Пятерочка».

Складывается впечатление, что тема мигрантов была намеренно разогрета в рамках избирательной кампании. На фоне отсутствия реальной политической конкуренции и значимых дебатов, этот вопрос стал единственной «горячей точкой», призванной создать иллюзию борьбы и решительных действий власти.

Остальные актеры – кандидаты от системной оппозиции – тоже не особо стараются. КПРФ ностальгирует по СССР, постоянно напоминая, как «раньше КПСС заботилась о народе и его счастье». ЛДПР выдает провокационные предложения в духе Жириновского, вроде отправки в отставку мэра Тольятти или передачи под суд министра здравоохранения региона. Никто даже не пытается создать видимость реальной конкуренции.

Но самое захватывающее в этой постановке – массовка. Целая армия «независимых наблюдателей» и «экспертов» мобилизована, чтобы убедить зрителей в легитимности происходящего. Преподаватели вузов, ректоры, проректоры - все брошены на фронт «общественного наблюдения». Они проводят круглые столы, дают комментарии, обучают волонтеров.

Особенно умиляет, как эти «эксперты» объясняют отсутствие реальной конкуренции. По словам участников одного из круглых столов, кандидаты просто «ставят перед собой задачу не победить, а получить электоральную известность и сделать задел на будущее». Какая трогательная забота о своем политическом будущем!

Отдельного внимания заслуживает проект «Моторищев». Некий актер, похожий на врио губернатора, бродит по улицам области, осматривая окрестности и даже «троллит» дорожные службы, подпрыгивая на колейности трассы. Но и этот перформанс на всякий случай решили убрать с глаз долой.

Избирательная комиссия тоже не сидит сложа руки и ноги. Она проводит масштабную уличную информационную кампанию о датах выборов: повсюду размещены баннеры, плакаты, постеры в общественном транспорте и торговых центрах. ИКCО также хвастается, что 5000 членов УИК заняты в «поквартирном информировании» и уже якобы посетили более 560 тысяч домовладений.

Впрочем, как ни парадоксально, есть в этом спектакле и светлая сторона. Власть, сама вряд ли того желая, популяризирует идею общественного наблюдения на выборах. Ведь ни одна оппозиционная организация не смогла бы вложить столько средств в обучение наблюдателей. Хочется верить, что когда-нибудь эти навыки пригодятся для настоящего контроля за честными выборами.

Глядя на то, сколько бюджетников и студентов мобилизовано в «наблюдатели», невольно вспоминаешь слова о том, что революции делает не народ, а сама власть. Ведь ни одна общественная организация, тем более признанный иностранным агентом «Голос», не смогла бы вложить столько сил и средств ни в мобилизацию наблюдателей, ни в их обучение, ни в популяризацию идеи прозрачности выборов.

Нынешняя избирательная кампания совсем не та, что были в «давние времена». Тогда были и черный пиар, и разоблачения, и уничтожение листовок, и аресты тиражей газет, и снятие кандидатов даже за использование фото здания без согласия архитектора. Какого только абсурда не было, но была жизнь. Сейчас же все тихо, мирно, мило и как-то по-дружески. Но эта тишина и благость вызывают куда больше тревоги, чем прежние бурления.

А пока остается лишь наблюдать за этим «капустником» и помнить, что за билеты на это представление мы заплатили из собственного кармана. И платить придется еще долго после того, как упадет занавес. Ведь имитация демократии, как оказалось, стоит куда дороже, чем настоящая конкурентная борьба.