Богатый на кровопролитие XX век отличается от прежних тем, что, благодаря феминизму удельная доля женщин в числе движущих сил любых потрясений увеличилась настолько, что иные мыслители задаются вопросом, кто этими потрясениями руководит. На самом деле серьёзные изменения наступили только сейчас, в XXI веке, когда протесты возглавили женщины. Ранее же они были только исполнительницами поставленных мужчинами задач.
Что выходило из таких революций — мы видели многократно. Тотальное кровопролитие, когда убивали любого несогласного, было возможно только при мужском лидерстве. Женщины от природы обладают невероятной созидательной силой, только и способной по-настоящему изменить общество. Любое общество. Во все времена.
Известная легенда о последнем императоре Священной Римской империи Конраде III рассказывает: осадив Вайнсберг на юго-западе Германии, он встретил настолько серьёзное сопротивление обречённых на поражение воинов герцога Вельфа Баварского, что предложил отпустить женщин, чтобы избежать жертв. Причём разрешил им взять всё, что захотят и смогут унести на себе. И когда ворота крепости открылись, оттуда вышли женщины, несшие на себе своих израненных мужей. Конрад был поражён, но позволил им уйти, оценив хитрость и ум этих женщин.
В наше время всякие подонки крепости не осаждают, но находят иные методы войны, часто — со своим же народом. Это мы видим сейчас на примере Белоруссии, где происходит удивительная, уникальная для всей новейшей истории мирная революция, которую возглавляют женщины. И не только Тихановская с Колесниковой — вообще все белоруски. Они защищают своих мужчин от карателей, встают живой цепью и ведут себя достойно герцогини Баварской, возглавившей то знаменательное шествие с мужьями.
Подобное, но в меньших масштабах, можно было наблюдать на прошлогодних митингах в Москве и пикетах в Самаре. Последние я видел лично и был удивлён количеству женщин всех возрастов, особенно много было молодых — красивых, умных и смелых. Они не просто стояли с плакатами, они заявляли свою позицию во весь голос, не страшась направленных на них камер сотрудников Центра «Э». И на фоне этих молодых и смелых меркли былые заслуги вечных лидеров протеста сталинистских взглядов (вроде известной Барановой, которая, хоть и на виду, скорее представитель старого, дофеминистского, мира).
Но, несмотря на столь качественные изменения, наш мир по-прежнему остаётся мужским, вернее — маскулинным, в самом худшем смысле этого слова. Такой мир не любит сильных женщин, свободных женщин, самостоятельных и способных быть лидерами. В таком мире место женщины — на кухне в окружении десятка детей.
Именно поэтому некоторые СМИ разместили за последнюю неделю материалы о том, что протест в Белоруссии есть часть мирового феминистского движения, указывая это как что-то плохое, чуть ли не женский заговор против мужчин. Отчасти этому есть и логическое объяснение, понять которое можно только немного погрузившись в историю.
Феминизм как социальное явление возник чуть более ста лет назад в форме движения суфражисток, которые боролись главным образом за избирательное право для женщин. К счастью, нашлись умные мужчины, которые вняли этим логичным и правильным требованиям и выполнили их, навсегда изменив мир. Это был феминизм первой волны.
В СССР благодаря идеологии коммунизма и первоначальным идеями отказа от семьи равенство женщин и мужчин пошло дальше: дамы встали у станка, сели в трактор и грузовик, пошли месить бетон. Хорошо ли это было? Едва ли.
Вторая волна пришлась на 1960-е годы прошлого века и совпала с несколькими революционными движениями в Европе и арабских странах. Тогда феминистки выступали за полное юридическое и социальное равенство мужчин и женщин. К несчастью, они этого не добились (а в некоторых странах, например, Иране, ситуация ухудшилась: к власти пришли исламисты и лишили женщин вообще каких бы то ни было прав). Эта неудача породила третью волну феминизма, начавшуюся в 90-е годы и принявшую форму сексуальных войн между представительницами движения. Всё банально и просто: одни порицали порнографию и всё с ней связанное, другие считали правильным раскрепощать женщин сексуально подобно мужчинам, чтобы они копировали мужское полигамное поведение и чтобы общество это одобряло.
Ничего плохого в полигамии женщин не вижу (даже наоборот — поддерживаю), но в общем мне больше импонируют постулаты первой группы (порнография и проституция — это формы насилия над женщинами), хотя я крайне отрицательно отношусь к их методам отстаивания своих позиций.
Примерно семь лет назад началась четвёртая волна феминизма, которая выражается в расширении требований: теперь женщины выступают в защиту маргинализованных социальных групп (вроде транс-женщин), используя для этого интернет. Отличительная особенность представительниц этой волны состоит в обличении мужчин как насильников. Всех мужчин.
Но в целом феминизм, даже со всеми его минусами, явление правильное и необходимое нашему маскулинному обществу. Потому что в основе этого движения — правильные требования о равноправии (перегибы рад-фем не берём в расчёт, они себя изживут, как всё агрессивное и бессмысленное). И особенно потому, что никакое другое движение за равноправие не выступает.
Поэтому странные публикации с негативным подтекстом относительно протестов в Белоруссии как части мирового феминистского движения я бы прокомментировал так: даже если это действительно правда (на самом деле — нет), то это хорошо. Женщины, которые раньше боролись за права и свободы женщин, становясь лидерами политических протестов, начинают бороться за права и свободы всех. И в конечном счёте приходят к достижению целей феминизма: равенству женщин и мужчин. А без этого у нашего общества нет будущего. Как и у любого другого.
Хорен Григорьян, специально для ИА «Засекин»
Комментарии (0)
Оставить комментарий