Уже сейчас можно сказать, что присоединение Крыма к России станет поворотным этапом не столько в отношениях с Украиной, что и так очевидно, сколько в том курсе, который с начала 90-х годов Россия декларировала хотя бы на словах. После развала Советского Союза были провозглашены определённые ориентиры и ценности: независимый суд, разделение властей, гарантии прав собственности, принцип единства закона для всех, свобода СМИ и так далее. В мире эти принципы принято считать европейским вектором развития. В разных странах их применение может быть разным, но сами принципы остаются незыблемыми.

Россия впервые прямо и открыто заявила о том, что вместо опоры на международное право  в отношениях с другими государствами она будет действовать по праву сильного. Вся псевдопатриотическая истерия вокруг Крыма основана именно на этом. Люди радуются не тому, о чём публично говорят наши руководители. Если бы мы хотели защитить права русскоязычных в Крыму, защитить статус русского языка, убрать националистов и радикалов из правительства Украины, то нет ни одного вопроса, который не мог бы решиться с помощью переговоров, с помощью политического и дипломатического давления. Демонстративный отказ Российской Федерации от ведения любых переговоров с Украиной при том, что Министерство иностранных дел ранее свободно вело переговоры и с албанскими полевыми командирами из Косово, и с террористами Хезболлы, говорит о том, что никакие из этих целей на самом деле и не ставились. Цель была одна – любой ценой присоединить к России ранее утраченные территории. «Мы расширяемся, наше жизненное пространство увеличивается. Ура!», - именно эта имперская логика и работает сейчас в России.

Этой же логикой руководствовался Гитлер, когда в 1938 году присоединял Австрию. Он тоже говорил о заботе о немцах в Австрии, а на самом деле просто присоединял новые территории. Более того, сразу после ввода немецких войск в Австрии прошёл референдум, на котором 98% поддержали присоединение к Германии и выразили доверие великому фюреру Адольфу Гитлеру. Кроме Гитлера я могу ещё назвать Саддама Хусейна, который таким же образом «вернул» бывшую провинцию Ирака Кувейт вместе со всем населением. Больше, начиная с тридцатых годов прошлого века, таких примеров аннексии не было (прежде всего - в Европе). Вся европейская история после Второй мировой войны была построена так, чтобы не допускать агрессии, а тем более передела карты мира с помощью военной силы, что сейчас продемонстрировала Россия.

Откровенно пользуясь слабостью Украины в период смуты, Россия решила вернуть себе бывшую территорию, утерянную провинцию. Если бы Крым провозгласил себя независимым государством, это было бы ещё полбеды, такие случаи были, и мировое сообщество иногда признаёт такие государства. Но здесь мы говорим именно об аннексии – присоединении части одного государства к другому.

Сегодня люди в России, уже не стесняясь, говорят о том, что им плевать на международное право. Недавно у меня была дискуссия на одном из телеканалов Санкт-Петербурга, где два проправительственных политолога прямо заявили, что международного права больше нет. А если международного права больше нет, что остаётся? Право сильного. Но право сильного – это дорога даже не в Азию, а в самую отсталую Африку, где до сих пор происходят столкновения по территориальным вопросам, хотя и там уже эти вопросы начали решать через международный суд. Это дорога к войне.

К чему это приведёт Российскую Федерацию? Смешно полагать, что, продемонстрировав неуважение к международному праву, Россия будет уважать право внутри страны. И этот уход от европейского пути развития неминуемо приведёт к росту права сильного и в отношениях к гражданам страны. Уже сейчас мы наблюдаем активизацию «чёрной сотни», вот прямо той самой классической «чёрной сотни», которая в начале ХХ века избивала студентов, «жидов» и прочих неблагонадёжных очкариков. Они силой наводили порядок так, как они это понимают, и, разумеется, это не имеет никакого отношения к государству и законности.

Мы помним, чем кончилась для казаков  функция охранительной полицейской гвардии в предреволюционные годы. Всё кончилось катастрофой, их почти всех уничтожили после 1917 года. И теперь казаки, как будто лишившись исторической памяти, снова пытаются выполнять ту же охранительную функцию. Казачество, которое изначально создавалось для охраны границ России от внешнего врага, переквалифицировалось на борьбу с врагом внутренним.

Глава государства в своей публичной речи использует самую одиозную риторику. Слышны слова  «национал-предатели» и «пятая колонна». Я напомню, что термин «пятая колонна» придуман одним из испанских фашистов генералом Эмилио Мола, который, наступая на Мадрид, сказал: «Мы идём четырьмя колоннами, а пятая будет нам помогать изнутри».

Происходит откровенное натравливание большинства граждан на меньшинство. Иметь собственное мнение становится преступлением и предательством, о чём люди говорят друг другу прямо в лицо. И не только официальные пропагандисты, но и сосед соседу, родственник родственнику, приятель приятелю. Люди, которые находились в нормальных человеческих отношениях, вдруг демонстрируют какой-то жуткий оскал, плюются слюной, их глаза наливаются кровью, и ненависть захлёстывает всё. Это самая питательная среда для фашизма.

Я думаю, что не случайно по Первому каналу у нас всю страну готовят к ядерной войне. Такой риторики не было даже в советское время, когда сохранялась чёткая установка: ядерная война – это зло, а СССР выступает только за мир. А теперь же мы пропагандируем, своего рода, Drang nach Osten, в данном случае - на Юго-Восток. Культивируется точка зрения, согласно которой нам наплевать на мировое сообщество, мы сознательно становимся мировыми изгоями и говорим, что так и надо, так и хорошо. Хотя я не очень понимаю, как это возможно, учитывая, что у нас полная глобализация, вся наша экономика интегрирована в мировую, а высшие чиновники ездят отдыхать на курорты в Ниццу, на Лазурный берег и в Куршевель, где у них у всех виллы, - собственные либо записанные на чьё-то имя. Их дети из-за границы тоже не выезжают. У Путина вроде бы одна дочь живёт в Германии, другая в Голландии. Но эти факты никого не интересуют. Более того - для высших чиновников и депутатов считается нормальным иметь на Западе недвижимость и счета - и рассказывать про подлость и враждебность этого самого Запада. Нормально вести геббельсовскую антизападную пропаганду на телевидении и ездить отдыхать в Амстердам.

В России создаётся атмосфера пока ещё «холодной» гражданской войны - в лучших традициях гитлеровской Германии и Советского Союза. Россия на наших глазах сделала кардинальный и страшный шаг назад – в направлении, обратном тому, по которому идёт весь цивилизованный мир. Более того, мы продемонстрировали, что в этом направлении мы готовы тащить ещё и своих соседей. Вот почему Россия оказалась в полной изоляции. И даже те страны, которые традиционно поддерживали Россию, нас на этот раз не поддержали. Каждая из них лихорадочно пытается понять, кто будет следующей.

 

Александр КОБРИНСКИЙ, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, доктор филологических наук, специально для ИА «Засекин»