Во-первых, Украина окончательно определилась со своим выбором - последовательная интеграция в европейское сообщество. Здесь дело даже не в самом Порошенко, чья биография может свидетельствовать и об обратном. Он из семьи мелкопоместных чиновников от сельского хозяйства, политик эпохи Ющенко и даже его кум. Даже по своему внешнему виду он напоминает советского партработника, но, тем не менее, это - абсолютно европейский тип политика. Он – человек от бизнеса, а бизнес свой выбор сделал уже давно. Украинская олигархия ориентируется на Европу, а Россия интересует их только как источник зарабатывания денег. Это однозначный разрыв с возможностью российской интеграции. И дело не только в аннексии Крыма и сложных отношениях между двумя государствами. Это давно сделанный выбор, который теперь окончательно оформился. Между ролью младшего брата в неоимперской политике Москвы и сотрудничеством, инкорпорацией с Западным миром - Украина выбрала второе. Украина готова начать  тяжёлый путь к процветанию и благосостоянию, который может растянуться на многие десятилетия. Этот выбор даст Украине такие предпосылки к развитию, какие Россия дать не может.

Второе – это поражение Тимошенко. Это политик эпохи противостояния с Януковичем, и в отсутствие Януковича нет и Тимошенко. Исчезает второй полис, необходимый для её политического самооправдания. Был дан старт уходу из политики людей эпохи оранжевой революции. Порошенко же можно назвать человеком эпохи между «оранжевой» и Майданом. Он финансировал Майдан, его даже побили и потравили газом на Майдане. То есть, будучи человеком очень богатым, он оказался на самой передовой, на улице. Будучи депутатом Рады вне фракции, но близкий «Удару», он сумел сохранить независимость и от сторонников, и от противников, и в результате получил поддержку и тех, и других. А Тимошенко тесно связана с «Батькивщиной», это проект мобилизационный, и пока необходимость в нём отпадает.

И третье, Украина, помимо ЕС, интегрируется в НАТО. Это уже вопрос жизненной необходимости государства, а не стремление отдельных киевских политиков. Им деваться некуда. Конфликт на Юго-Востоке показал, что у Украины просто нет армии, её функции выполняют промилитарные образования. И военно-политический союз является просто жёсткой необходимостью Украины.

С самого начала противостояния на Юго-Востоке Украины Россия активно и непосредственно вмешивалась в ситуацию. Туда поставлялось оружие вплоть до 25 мая, до выборов президента. Появление там чеченских формирований – тоже свидетельство прямого вмешательства. Собственно, начало событий на Юго-Востоке было инспирировано российскими спецслужбами. Но ситуация изменилась.

Сейчас Путин хочет обменять Крым на отказ от обострения ситуации на Юго-Востоке Украины. И этот размен теоретически возможен, но только до возникновения полномасштабного кризиса в самой России. И тогда России припомнится всё, что делалось кремлёвским руководством в отношении соседнего государства.

Уже сейчас Путин становится персоной нон-грата. И от него будут отдаляться всё дальше, уже не только западное сообщество, но и страны СНГ, всё мировое сообщество. В этом плане не стоит питать иллюзий по поводу Китая. Отношения Китая с Америкой и Евросоюзом, основанные на глубокой экономической взаимной интеграции, гораздо серьёзнее, чем отношения Китая с Россией. Россия в этих отношениях является не просто младшим партнёром или прорегиональной державой, это мельчайший из сателлитов. И это не Россия не делает выбор в пользу Китая, это Китай решает приобщить к своей масштабной экономической политике ещё и Россию – в качестве ресурсного источника.

Последствия этого неравноправного союза могут быть губительны для России, в том числе и из-за масштабных геополитических проблем внутри России. У нас за Уралом живёт всего 25 миллионов человек, и Китай как перенаселённая страна может заместить эту недостающую численность населения на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Китай – это экспансионистское государство, планы которого распространяются на десятилетия вперёд, а не на две недели, чтобы быстро аннексировать территории соседних государств. Так могут действовать только люди неуклюжие в большой, глобальной политике.

В ближайшие годы Украина не вернёт Крым. По крайней мере, пока в России не возникнет глубокий кризис, который, на мой взгляд, неизбежен. Одна коррупция - недостаточное условие для развития новых территорий. Крым не станет второй Чечнёй, просто потому что Россия этого не выдержит. Нет столько денег. При всей тяжести ситуации на Украине, тренд развития её будет позитивным, поскольку Европа и западное сообщество способны медленно, но последовательно решать кризисы. Опыт западного мира показал, что деньги, технологии, многовековой опыт и готовность оказать гуманитарную миссию, как невоенные способы решения вопросов, работают. А попытки аннексии и пропаганды, которыми занимается Россия, ведут в тупик.

Рано или поздно, эти методы могут напороться на ещё более грубую силу, которой может стать тот же Китай, если дойдёт до вооружённого столкновения из-за Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это не близкая перспектива, но опасность такая возрастает с каждым днём. Если раньше союзником России был Запад, который не хотел расширения Китая, теперь Россия потеряла эти отношения, и Запад не будет пытаться защитить Россию от экспансии Китая, а скорее договорится с Китаем, чтобы эта экспансия была управляемой. А это совершенно иная парадигма, в рамках которой Запад имеет преимущества, а Россия – уже нет.

Марк ФЕЙГИН, адвокат, специально для Засекин.Ру