Наше всё Александр Сергеевич Пушкин некогда написал: «...наше современное общество столь же презренно, сколь глупо; что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью, правом и истиной, ко всему, что не является необходимостью. Это циничное презрение к мысли и к достоинству человека. Надо было прибавить (не в качестве уступки, но как правду), что правительство всё ещё единственный европеец в России. И сколь бы грубо и цинично оно ни было, от него зависело бы стать сто крат хуже. Никто не обратил бы на это ни малейшего внимания».

Во времена сказанного А.С. Пушкиным и вплоть до начала ХХ века правительство действительно ещё оставалось «единственным европейцем» в России. Это оно тогда развернуло масштабные реформы, не только отменив крепостное право, но и учредив органы местного самоуправления, введя мировые суды, присяжных заседателей, судебные палаты, уголовные и гражданские  кассационные департаменты. Осуществлялась масштабная военная реформа. Реформа образования положила начало общему, профессиональному и высшему образованию. Реформа печати ввела понятия гласности и свободы прессы, насколько это было возможно тогда. Эти же реформы общественной жизни открыли свободу передвижения внутри и за пределы страны. Было за что Пушкину назвать правительство «единственным европейцем» в России.

Являются ли нынешние правители России «единственными европейцами»? Заметили ли они, что живут в эпоху цифровой, мгновенно распространяющейся и массово обсуждаемой информации? Не похоже. Они как будто бы вернулись в эпоху брежневской «стабильности», когда они были молоды и только мечтали прорваться в ряды советской номенклатуры. Почему именно эта эпоха вдруг стала их опорой? До скорее потому, что следующую они не смогли запомнить, неустанно занимаясь первоначальным накоплением личного капитала. Теперь их единственным способом общения с вдруг обнаруженным народом, единственным и важным аргументом и оправданием их правления стал  лозунг Леонида Ильича Брежнева: «Сделать надо ещё много». Что именно и не спрашивайте, ну вот есть у них неясная мечта, как в популярной песне их молодости «к станку ли мы склоняемся, в скалу ли мы врубаемся, мечта прекрасная, ещё не ясная, уже зовёт меня вперёд»!

И что-то уже слышится родное из  детства и молодости нынешних пенсионеров в речах наших правителей, как те бодрые заверения престарелых генеральных секретарей ЦК КПСС, что весь мир уже гибнет от бедности и морального падения и только советские граждане благодарят родную партию за счастье жизни в стране Советов.

Послушайте хотя бы самарского губернатора, он непрестанно только и говорит про главное: что и как много надо сделать.

Не отсюда ли трудовой подвиг губернатора: за 220 миллионов рублей уничтожить в самом сердце Самары огромный волжский склон и вместо него водрузить забор и доску почета?

А про Гарвард в Самаре? Оказывается, и не надо несколько столетий, чтобы он наконец-то появился в Самаре. Достаточно объединить механически два разнопрофильных вуза, уничтожить классический университет, выселить студентов на далекую окраину в общежития, назвав их кампусами, и вот тебе Гарвард!

Главное, чтобы приехавшие на Мундиаль в 2018 году иностранные гости видели, что и у нас есть Гарвард! Но опять же, как во времена их брежневской молодости, мешают враги.

То учёные там всякие против выступают, то архитекторы всякие, то замаячили рядом бывшие комсомольцы, желающие взять реванш на выборах в райсоветы и помогающая им мировая закулиска: не понимают замысла, «застряли в 90-х» и «поют с чужого голоса»...

Чем, кроме того, что губернатор не понимает, что живёт в информационную эпоху, что каждое его слово, фото мгновенно становятся доступными тысячам людей, обсуждаются, ему выносятся неприятные оценки, можно объяснить его обиды, что до Москвы доходят все его речевые бессмысленные перлы? Он может не видеть, не слышать этих людей, действовать вопреки их мнению, но это не значит, что этих людей нет. Это не значит, что у них нет мнения. Он не понимает, что он не единственный обладатель знания во всём и вся.

Сколько их подобных губернатору обладателей властных кабинетов, самих себе кажущихся великими знатоками, ораторами, управителями, полных важности своих персон собралось на открытии Аллеи Славы трудовой Безымянке. И что? А немецкие танки и немецкие солдаты под символами Победы над фашизмом были замечены обычным прохожим парнем. И факт этого непростительного казуса мгновенно стал известен. И стали не великими они правителями, а жалкими и маленькими, обычными людьми. И не надо тонн бесплатной «Волжской коммуны», прославляющей величие губернатора и иже с ним, речей многочасовых не надо, чтобы понимать, что они не более великие и знающие, чем ими поучаемый народ. И пока оплаченное из бюджета телевидение донесёт до народа, что мёртвая, дорогая, ненужная «Доска почета» нужнее на площади Славы, чем природный волжский склон, самарцы уже вовсюобсуждают слова губернатора, что «поступить по-самарски, значит кинуть».

Тут подумалось, раз уж так всё бодро пошло у губернатора, не примется ли он Волгу вспять поворачивать?.. Была в их брежневское время стабильности и такая мечта. Масштабно же.

Власть точно и именно сейчас не первый европеец в стране. И пустота многочасовых славословий губернатора, и это вопиющее отсутствие знаний, пренебрежение к их поиску, расширению, уточнению, всё это об одном: власть безнадёжно, безнадёжно отстала в своем развитии от общества! Настолько отстала, что всё ещё не видит развития цифровых технологий передачи информации. Не понимает, что от этой информации никуда не спрятаться. И не успеют придворные ретушь нанести, речь отредактировать, а подлинный твой голос уже доступен. И информированность так презираемого ими народа нельзя остановить или ограничить. Она уже не зависит ни от них, ни от уничтожаемых вузов. Мир информационный, и люди мгновенно делятся информацией и знаниями друг с другом.

Потому, когда они говорят, что народ не умеет выбирать власть, потому что глуп, туп и темен, не верьте! Это они от страха. Ибо в спешке умножения собственного благосостояния, да еще и имитируемых собственных выборов с такой ясной очевидностью будет видна их пустота. Их настоящее лицо. То, которое есть, а не то, какое они хотят показать.

Они управляют архаически, по-советски, тем обществом, которое уже совершенно несоветское. Оно другое. И скорее оно, пока они врали и воровали, стало тем самым единственным европейцем.

 

Людмила Кузьмина, правозащитник, подследственная отдела по особо важным делам СК СУ РФ по Самарской области, специально для «Засекина»