Поскольку большинству из нас предстоит жить и умирать в России, мы должны усвоить несколько простых правил. Во-первых, запастись терпением. Без него никуда: в России всё движется медленно и постепенно, и если вы в силу характера или, скажем, ваших социальных обстоятельств, несколько нетерпеливы, вам, должно быть, трудновато приходится. Символом позднесоветского быта была очередь, и смирение было в ней главной добродетелью. Торопить очередь нельзя – прежде всего, это абсолютно бессмысленно, и кроме того, очередь, если её торопить, начинает нервничать, а нет более неприятного социального хронотопа, чем нервничающая очередь. Вставая в очередь, человек укрощает свой волюнтаризм и заключает с судьбой односторонний пакт о доверии, он верит, что судьба его не обманет и через какое-то время – нужно только терпение – он достигнет цели и купит, скажем, нужный ему продукт питания.

Сейчас на смену очередям в продуктовых магазинах пришли иные формы постепенной очередности, к примеру, пробки на дорогах. Различия между этими формами для нас не суть важны, важно то, что их объединяет: они учат и склоняют нас к терпеливому и смиренному доверию судьбе, к мысли, что если вот так постепенно, эволюционно и без резких движений, то рано или поздно будет немножко хорошо. А потом и еще немножко получше, а потом и еще. Процесс медленно идет, и главное его не подгонять, иначе он застопорится и хуже будет. Раньше – помните? – на улицах парней били за длинные волосы, а потом вроде перестали. Перешли на новую ступеньку, чуточку более цивилизовались. И переход этот произошел без резких нетерпеливых движений, ну, или почти без них. Теперь вот бьют, например, ЛГБТ-активистов ["Международное движение ЛГБТ" признано экстремистским в России и запрещено. Хотя юридически единого движения ЛГБТ не существует, фактически под статьи об экстремизме могут подпадать любые организации и физические лица соответствующего профиля], и как же иначе, если 90 процентов населения не считают гомосексуалистов за полноценных людей и никогда не считали. Им, гомосексуалистам, надо бы вести себя так, как положено вести себя в очереди – тихо и смиренно, тогда придет и их черед, и лет через 20 люди еще немножечко цивилизуются и бить их перестанут, будут просто молча презирать. А еще лет через 30, может, даже и презирать перестанут. Но если проявлять нетерпение и махать радужными флагами, могут вообще выкинуть из очереди и тщетно потом будешь доказывать, что ты тут – вот за этой гражданочкой – стоял, пойдешь, как миленький, в самый её, очереди, конец, и будешь всю её заново стоять, а куда деваться, жрать-то надо.

Здесь мы плавно подходим ко второму правилу: не дразнить чудовищ. Чудовища в России огромные, облые и стозевные, и если их провоцировать, будет только хуже. Если вам навстречу движется стозевная компания гопников – глубоко вдохните, втяните голову в плечи и, не встречаясь с ними взглядом, постарайтесь проскочить мимо. Если встретитесь взглядом – беда. Будете дразнить их – большая беда. Они разобьют вам голову, выбьют зубы и сломают несколько очень важных костей. Если они вас и не убьют (а такое тоже бывает), то потом, сидя дома в бинтах и зеленке, с распухшим от побоев лицом, вы сможете слабо утешиться лишь мыслью о своем над ними антропологическом превосходстве, но это будет мнимое утешение, потому что трудно всерьез чувствовать превосходство с распухшим от побоев лицом. Чтобы всего этого избежать, при встрече с гопниками необходимо втянуть голову в плечи и тихонечко так проскочить мимо. Можно даже перейти на бег. Вам вслед, возможно, поулюлюкают, но догонять вряд ли будут.

В общем, это вы и сами прекрасно знаете, и, уверен, большинство из вас именно так и поступает в подобных ситуациях. Но точно так же надо поступать и в остальных случаях, когда вы встречаетесь с чудовищами. Полиция ли это, судебные приставы, РПЦ, Госдума или администрация президента – втяните голову в плечи, отведите взгляд и никогда – вы слышите? – никогда не дразните. Если чудище сыто, оно бывает спокойным, вальяжным и расслабленным. Но раздразни его красной тряпочкой, белой ленточкой или яркой шапочкой, и оно вмиг утратит сонное равнодушие и набросится на вас. Наложит взыскания, ужесточит ответственность, введет ограничения, увеличит штрафы, запретит вам курить, жить в другом городе, собираться больше трех – и конца всему этому не будет видно, потому что – вы же знаете – у них, у чудовищ, в запасе неисчерпаемый источник средств: целые огромные тонны, цистерны, эшелоны. И не надо думать, что они не посмеют – они, конечно же, разумеется, посмеют.

Чтобы сражаться с чудовищами, необходим хороший меч и желание драться. Так сказано в средневековых повествованиях, и у нас нет оснований им не верить – уж они-то знают толк в предмете. Если же у вас нет хорошего меча, и вы полагаете, что чудовище просто спасует перед высотой вашего духа или присмиреет от того, что вы – слабый и безоружный – покажете ему язык, то проверьте вашу теорию на гопниках в подворотне. Или на медведе в лесу.

Третье правило совсем простое: не обольщайтесь. Просто примите окружающий ад, как он есть, ад ведь не такое уж прям плохое место, его можно со временем улучшать, тут соломки подстелить для мягкости, там ведерко приладить для комфорта. Везде люди живут. Постепенно, если не лезть на рожон, его можно превращать во всё более и более такое человеческое местечко, не лишенное даже приятности. Но если вы хоть на минуту обольститесь и решите, что вокруг не ад, а нечто иное, тогда всё, вы пропали. Обольщение быстро развеется, и горькое разочарование постигнет вас. А тогда уже и солома вам будет не мягкая, и ведерко не комфортное, и даже, не исключено, что поездка в Турцию во время летнего отпуска не принесет вашей душе прежнего мира.

Поскольку многим из нас придется жить и умирать в России, регулярное напоминание себе об этих правилах не стоит считать чем-то излишним. Пренебрежение же этими правилами безжалостно карается страшными русскими богами, имена которых сложны и неизречимы, но начертаны на лбу каждого из нас как родовое проклятье.

 

Роман Черкасов