Знаете, Депардьё всё равно великий актер. Да, вышедший в тираж, любящий деньги, обладающий скверным и вздорным характером, но всё равно великий. Тем, кто сейчас улюлюкают в его адрес, обзывая его примитивным клоуном, бездарью и французским Кокшеновым, а при этом знают его лишь по "Астериксу" и старым комедиям, где он аккомпанирует Пьеру Ришару, - этим людям, право, лучше бы помолчать: вы, друзья, не видели ни одного настоящего фильма с настоящим Депардьё. Не буду говорить названия – если не знаете, сами поищите их по киноэнциклопедиям и учебникам. И даже в отвратительных теленовостях, где Депардьё выпивает чарку беленькой и закусывает хлебом-солью (или чем там он закусывает), а потом стоит в мордовской рубахе в окружении казенных пиджаков - даже там видно, какой он крутой актерище. И видно это, кстати, намного сильнее, чем в «Астериксе».
Видно уже хотя бы по тому, как выглядели бы на его месте многие популярные родные актеры (а мы их наблюдали в похожих ситуациях на всяких вручениях и чествованиях): сразу же слились бы с мышиной серостью стоящих рядом с ними официальных лиц и, сделав «стойку лицом», заученно лепетали бы слова благодарности. И расписанные яркими этническими узорами рубахи не помогли бы, как никогда и не помогали, а даже наоборот – способствовали.
Видно по тому, какой колоссальный фарс он замутил легким движением руки, кажущей «фак» французскому правительству. Это ведь он режиссер этого фарса, а все остальные – статисты, разве нет? Поездка мировой знаменитости в большую северную деревню под названием «la Russie» в поисках убежища от деспотичного французского режима – это просто оригинальное гротескное шоу, поставленное Депардьё с собой в главной роли. Ведь, понятно, что не будет он тут жить, да и времена Луисов Корваланов давно прошли, не говоря уже о более ранних временах, когда сюда ехали «на ловлю счастья и чинов». И не администрация президента Путина организовала это действо, а сам актер, приехавший получать паспорт, который ему на фиг не нужен, а потом для пущего абсурда укативший почему-то в Саранск, о котором до этого момента вряд ли слышал, – ведь сам же решил поехать, не под конвоем же его туда этапировали. В ходе этого шоу Депардьё легко, так что многие поверили, разыгрывал амплуа блудного сына, бесприютного скитальца, обретшего новую родину, русского мужика и даже как будто немножечко француза под Москвой, пойманного туземцами, – и одновременно невзначай уморительно пародировал их.
И, главное, всё это как будто просто из желания показать как можно более артистическую фигу французским социалистам. То есть, если хотите, из чистого искусства. Депардьё же ничего не выиграл этим визитом и не мог выиграть – пойдя, как обычно, на поводу у своего буйного нрава и лицедейской натуры, он, скорее, даже навредил своим делам: теперь вот приходится и слова насчет французского паспорта обратно брать, и Бельгия, где он на самом деле, а не понарошку, планирует получить гражданство, говорят, обиделась: зачем, мол, обратился за паспортом к нам, а сам получил в России, «гражданства не коллекционируют». Депардьё прекрасен уже тем, что большинство других актеров – и родных, и зарубежных – полагаю, предпочли бы попридержать актерскую страсть к кривляньям и эпатажным жестам и, прежде всего, без лишнего шума устроить свои дела наиболее выгодным для себя образом. Но Депардьё не таков, он живой и неистовый, и это здорово же, разве нет?
А еще потому Депардьё актер от бога, что сам того не желая, просто побыв тут пару дней и побыв их таким, какой он есть – толстый, жадный, пьющий и обаятельный, – он, не напрягаясь, каким-то совершенно естественным образом произвел укрепленный в многовековой традиции лицедейский эффект на окружающую его здесь реальность. В давнишние эпохи шуты выставляли себя на посмешище, но этим обнажали глупость и фальшь мира. Потом лицедей уходит, занавес опускается, а зритель понимает, что с миром, а, возможно, и с ним самим, что-то не так. Мне вот сейчас кажется, что мало когда путинская пропаганда выглядела настолько смешной и жалкой, как в этом фарсе с Депардьё, а сам путинский режим – конечно, не в первый раз, но с какой прекрасной ясностью – открывался не грозным авторитаризмом на одной шестой (или, там, уже седьмой) части суши, а как маленькая курьезная диктатура где-то в мировом захолустье. И еще – никогда антипутинская общественность, к которой, как вы понимаете, я принадлежу, не выглядела столь неприятной. Всегда была приятной, а вот в случае с Депардьё показала себя неприятной. За то, что Депардьё не разбирается в особенностях местной политической ситуации (а с чего бы ему – пожилому европейскому актеру-миллионеру – в них разбираться?) моментально отказать только что уважаемому и любимому актеру не только в политической грамотности, но и в таланте, и в значении для мирового киноискусства, объявить чуть ли не предателем и врагом свободы номер один – это, полагаю, как-то некрасиво, да и просто глупо. Несколько месяцев назад – помните? – власть точно так же полоскала Мадонну за поддержку прав секс-меньшинств. Были и демотиваторы, коряво нашлепанные «нашистами», и саркастические обличающие публикации. Визит Депардьё обнажил, что и власть и несогласные с ней, в общем-то, зачастую пользуются одними и теми же методами пропаганды и, что хуже всего, несмотря на все политические разногласия, мыслят одними дискурсивными категориями, а это совсем печально и надежды всем нам точно не прибавляет.
Роман ЧЕРКАСОВ
Комментарии (1)
Отличная статья, в особенности последний абзац. Антипутинская общественность действительно выставила себя не в лучшем свете. Взять, например, открытое письмо Глеба Раздольнова, наполненное абсурдными обвинениями в потворстве путинскому режиму и отсутствии у Депардье человечности.