Все знали, что когда-нибудь это случится, и вот вроде началось: власть объявила войну торрентам. Медведевское правительство пришло к решению, что борьба с распространением нелегального контента, в том числе с использованием торрентов, достойна стать одной из приоритетных (даже так) задач на период до 2018-го года, а Минэкономразвития уже направило в правительство соответствующий документ с предложениями, как эту борьбу вести.
Я, как и, наверное, любой человек, не испорченный неолиберальной риторикой, внушающей, что всё, что имеет ценность, должно иметь и цену, которую мы обязаны выплачивать из своего кармана, к торрентам отношусь нежно и трепетно. Более того, я, как и, полагаю, несомненное большинство людей, увлекающихся кино и проживающих в РФ, только торрентами и живу и без них даже не знаю, что буду делать. Во-первых, это бесплатно, а мы все люди, преимущественно, небогатые. А, во-вторых, это чертовски удобно – всегда иметь под рукой хорошую базу аудио-визуальной (ну, плюс еще музыка, книжки - понятно) продукции, к которой можно в любой момент обратиться. И если ты заинтересовался, скажем, режиссером Майком Ли, ты всегда можешь скачать все (ну, или не все, а сколько там есть) его работы и посмотреть их. Составить впечатление. И скачать в том качестве и с тем (если есть варианты) переводом, которые тебе симпатичны. А не бегать выискивать диски с его фильмами по видеомагазинам, где их, в общем-то, и нет.
Но желание халявы и комфорта – могут нам возразить оппоненты – это просто личный шкурный интерес. А думать надо о благе общественном, потому что интеллектуальная собственность и потому что кинобизнес теряет деньги, которые должны идти на развитие индустрии, и недаром в цивилизованном мире с пиратством борются. На мой пристрастный взгляд, борьба с пиратством – один из главных недостатков этого самого цивилизованного мира, но, отвлекаясь от своего пристрастного взгляда (сквозь который просвечивает, не буду отрицать, тот же самый шкурный интерес), аргументы и противников пиратства, и его сторонников в цивилизованном мире, в общем, понятны и хорошо известны. Беда в том, что в той российской действительности, в которой мы находимся, ожидаемая атака на торренты будет иметь свои местные национальные особенности и – главное – специфические последствия.
Мне вот очень кажется, что если закрыть доступ к торрентам, интерес к кино у людей резко снизится. Нет, на блокбастерах, которые идут широким прокатом во всех мультиплексах, зрителей первое время, наверное, будет больше. Наверное. Но интерес к кино вообще – к фильмам, не попавшим в широкий прокат или вовсе не купленным дистрибьюторами, к артхаусу и к тем даже совершенно коммерческим работам, которые, тем не менее, не идут по мультиплексам четырехзначным количеством копий с мощной рекламной поддержкой, к старому кино, наконец – ко всему этому интерес сократится и, возможно, до нуля. Что через какое-то время ударит и по разрекламированным блокбастерам.
Попробую объяснить почему. Пару лет назад Сэм Клебанов (кто не знает: дистрибьютор, президент компании «Кино без границ» и, в силу рода занятий, принципиальный противник пиратства) опубликовал доклад со сравнительным анализом того, как в разных странах смотрят кино. И выяснилось, что самый высокий уровень посещения артхаусного кино в кинотеатрах – в Испании, которая одновременно является, по словам Клебанова, самой пиратской страной Европы. Много ходят на артхаус шведы, при том, что в Швеции пиратство тоже довольно распространенная практика, а Пиратская партия является третьей в стране по количеству членов и даже представляет Швецию в Европарламенте. Возможность скачать фильм из интернета или посмотреть его онлайн не мешает испанцам и шведам ходить в кино за деньги. Какие-то фильмы они скачивают, а какие-то ходят смотреть на большом экране. То есть дело тут, наверное, прежде всего, в том, что испанцы и шведы просто любят кино, интересуются им, и обладают кинокультурой как умением смотреть и воспринимать киноискусство.
В России эта зрительская кинокультура, не секрет, находится в плачевном состоянии, и тому, как нетрудно понять, есть множество объективных причин. Но одна из них: ей, зрительской кинокультуре, просто не на чем формироваться. В широкий прокат осторожные прокатчики стараются выпускать только фильмы с несомненным коммерческим потенциалом, кинозалов, где идет кино, не обладающее, по мнению прокатчиков, таким потенциалом, очень немного и, за исключением, быть может, Москвы и Петербурга, они имеют весьма маргинальный статус, про ассортимент видеомагазинов лучше не вспоминать, а по ТВ, если не брать в расчет глубокую ночь, идет сами знаете что. Я, извините, убежден, что сейчас в России именно торренты – то, в общем, почти единственное, что не дает окончательно умереть зрительской кинокультуре и поддерживает её в более-менее жизнеспособном состоянии. Благодаря им люди вообще знакомятся с кино, пробуют его на вкус и – в некоторых случаях – постепенно приобретают умение смотреть его и понимать. Уничтожь их – и через какое-то время не то, что Ханеке или Триер, а даже Нолан и Кэмерон покажутся большинству зрителей слишком сложными, и единственным удобоваримым зрелищем останутся новые русские комедии с комиками из телевизора. А многие вообще перестанут смотреть кино. Я знаю немало людей, которые, когда цены на книги стали слишком высоки, просто перестали их читать. И вновь начали несколько лет спустя, когда появились букридеры и возможность бесплатно скачать книгу с интернета. Или так уже и не начали, потому что просто-напросто отвыкли – и такой вариант развития событий в нашей ситуации кажется, к сожалению, очень даже вероятным. Гораздо более вероятным, чем массовое овладение способами обходить запреты в Сети или всеобщая эвакуация в солнечную Испанию.
Роман ЧЕРКАСОВ, кандидат филологических наук, куратор киноклуба «Ракурс»
Комментарии (2)
Нельзя сегодня взять и запретить торренты, интерес к кино, действительно, может из-за этого упасть. Запрещать пиратские файлообменники надо тогда, когда кинокомпании начнут выкладывать свою продукцию в хорошем качестве (надеюсь, это будет скоро), доступ к которой будет простой, но, естественно, платный (как с электронными книгами). Тогда и зрителям будет удобно, и авторские права нарушены не будут.
В Чехии было в начале девяностых немало предприятий, где можно было за небольшую сумму брат DVD и CD на прокат. Стоило это 20-30 крон за штуку (30-45 рублей), зато я держал в руке оригинал. Потом его отдал - это тоже хорошо - не все что хочу видеть, хочу тоже хранить дома. После масштабного развития пиратства все такие предприятия обанкротились. После закрытия гиганта megaupload многие испугались и ограничили возможность выкладывания файлов на сайт, скачивать стало труднее. Сейчас у нас ситуация похоже на русскую - кино хочется смотреть, иногда и платить, но не где и не кому. Будущее вижу в проектах типа этого http://dafilms.com/ . Стрим за 1,5 евро совсем нормальная сумма. Там жаль только документы. Насколько знаю download в Чехии не находится вне закона. Незаконным является upload. Очень строго это в Германии. Ютуб сильно ограничен, даже vkontakte.ru прослеживают, я слышал истории о студентах, которых штрафовали сотнями евро за единственную mp3 (наверное это был какой то попсовый гигант, за теми следят), действительно опасно. Я бы рад покупал на интернете, но за нормальную цену. Пока на сайте продают треки или фильмы по цене не отличающейся от цены настоящего носителя. Не удивляет, что никому это не интересно... Художникам надо что то платить, это больная тема. Но запрет торрентов без поддержки доступной дистрибуции - точно не решение.