Все знали, что когда-нибудь это случится, и вот вроде началось: власть объявила войну торрентам. Медведевское правительство пришло к решению, что борьба с распространением нелегального контента, в том числе с использованием торрентов, достойна стать одной из приоритетных (даже так) задач на период до 2018-го года, а Минэкономразвития уже направило в правительство соответствующий документ с предложениями, как эту борьбу вести.

Я, как и, наверное, любой человек, не испорченный неолиберальной риторикой, внушающей, что всё, что имеет ценность, должно иметь и цену, которую мы обязаны выплачивать из своего кармана, к торрентам отношусь нежно и трепетно. Более того, я, как и, полагаю, несомненное большинство людей, увлекающихся кино и проживающих в РФ, только торрентами и живу и без них даже не знаю, что буду делать. Во-первых, это бесплатно, а мы все люди, преимущественно, небогатые. А, во-вторых, это чертовски удобно – всегда иметь под рукой хорошую базу аудио-визуальной (ну, плюс еще музыка, книжки - понятно) продукции, к которой можно в любой момент обратиться. И если ты заинтересовался, скажем, режиссером Майком Ли, ты всегда можешь скачать все (ну, или не все, а сколько там есть) его работы и посмотреть их. Составить впечатление. И скачать в том качестве и с тем (если есть варианты) переводом, которые тебе симпатичны. А не бегать выискивать диски с его фильмами по видеомагазинам, где их, в общем-то, и нет.

Но желание халявы и комфорта – могут нам возразить оппоненты – это просто личный шкурный интерес. А думать надо о благе общественном, потому что интеллектуальная собственность и потому что кинобизнес теряет деньги, которые должны идти на развитие индустрии, и недаром в цивилизованном мире с пиратством борются. На мой пристрастный взгляд, борьба с пиратством – один из главных недостатков этого самого цивилизованного мира, но, отвлекаясь от своего пристрастного взгляда (сквозь который просвечивает, не буду отрицать, тот же самый шкурный интерес), аргументы и противников пиратства, и его сторонников в цивилизованном мире, в общем, понятны и хорошо известны. Беда в том, что в той российской действительности, в которой мы находимся, ожидаемая атака на торренты будет иметь свои местные национальные особенности и – главное – специфические последствия.

Мне вот очень кажется, что если закрыть доступ к торрентам, интерес к кино у людей резко снизится. Нет, на блокбастерах, которые идут широким прокатом во всех мультиплексах, зрителей первое время, наверное, будет больше. Наверное. Но интерес к кино вообще – к фильмам, не попавшим в широкий прокат или вовсе не купленным дистрибьюторами, к артхаусу и к тем даже совершенно коммерческим работам, которые, тем не менее, не идут по мультиплексам четырехзначным количеством копий с мощной рекламной поддержкой, к старому кино, наконец – ко всему этому интерес сократится и, возможно, до нуля. Что через какое-то время ударит и по разрекламированным блокбастерам.

Попробую объяснить почему. Пару лет назад Сэм Клебанов (кто не знает: дистрибьютор, президент компании «Кино без границ» и, в силу рода занятий, принципиальный противник пиратства) опубликовал доклад со сравнительным анализом того, как в разных странах смотрят кино. И выяснилось, что самый высокий уровень посещения артхаусного кино в кинотеатрах – в Испании, которая одновременно является, по словам Клебанова, самой пиратской страной Европы. Много ходят на артхаус шведы, при том, что в Швеции пиратство тоже довольно распространенная практика, а Пиратская партия является третьей в стране по количеству членов и даже представляет Швецию в Европарламенте. Возможность скачать фильм из интернета или посмотреть его онлайн не мешает испанцам и шведам ходить в кино за деньги. Какие-то фильмы они скачивают, а какие-то ходят смотреть на большом экране. То есть дело тут, наверное, прежде всего, в том, что испанцы и шведы просто любят кино, интересуются им, и обладают кинокультурой как умением смотреть и воспринимать киноискусство.

В России эта зрительская кинокультура, не секрет, находится в плачевном состоянии, и тому, как нетрудно понять, есть множество объективных причин. Но одна из них: ей, зрительской кинокультуре, просто не на чем формироваться. В широкий прокат осторожные прокатчики стараются выпускать только фильмы с несомненным коммерческим потенциалом, кинозалов, где идет кино, не обладающее, по мнению прокатчиков, таким потенциалом, очень немного и, за исключением, быть может, Москвы и Петербурга, они имеют весьма маргинальный статус, про ассортимент видеомагазинов лучше не вспоминать, а по ТВ, если не брать в расчет глубокую ночь, идет сами знаете что. Я, извините, убежден, что сейчас в России именно торренты – то, в общем, почти единственное, что не дает окончательно умереть зрительской кинокультуре и поддерживает её в более-менее жизнеспособном состоянии. Благодаря им люди вообще знакомятся с кино, пробуют его на вкус и – в некоторых случаях – постепенно приобретают умение смотреть его и понимать. Уничтожь их – и через какое-то время не то, что Ханеке или Триер, а даже Нолан и Кэмерон покажутся большинству зрителей слишком сложными, и единственным удобоваримым зрелищем останутся новые русские комедии с комиками из телевизора. А многие вообще перестанут смотреть кино. Я знаю немало людей, которые, когда цены на книги стали слишком высоки, просто перестали их читать. И вновь начали несколько лет спустя, когда появились букридеры и возможность бесплатно скачать книгу с интернета. Или так уже и не начали, потому что просто-напросто отвыкли – и такой вариант развития событий в нашей ситуации кажется, к сожалению, очень даже вероятным. Гораздо более вероятным, чем массовое овладение способами обходить запреты в Сети или всеобщая эвакуация в солнечную Испанию.

 

Роман ЧЕРКАСОВ, кандидат филологических наук, куратор киноклуба «Ракурс»