Всю жизнь я живу в городе Самаре (бывшем Куйбышеве). И последние лет двадцать нет-нет, да и задумываюсь о самарском характере. Какие антропологические типы порождает это пространство? Какова мифология повседневной жизни, символическая аура города, придающая ему уникальность и неповторимость? У одесситов, например, есть речевой колорит и всем известный юмор. Впрочем, Одесса давно заграница, а вот современные российские города, исключая столицы, что-нибудь из области ауры предъявить могут? Или их названия-имена всего лишь «фигуры речи» в песнях ( сразу вспоминается «Ах, Самара-городок…», где на место Самары можно поставить название любого другого места) и в поговорках («Один глаз на нас, другой в Арзамас»)?
Нет, нет, я не про начальство, не про почетных граждан и не про оказавшихся здесь проездом VIPов, в честь которых мы называем улицы. Я думаю про ту Самару, которая обнаруживается в пыльном остатке после отжима из ее архивов исторических фактов и сусальных краеведческих баек. Я про почти полуторамиллионный мегаполис, из которого при первой возможности уезжают образованные, инициативные, коммуникабельные ... Кто в Москву, кто в Питер, кто в Израиль, кто в Европу… Кстати, отъезд предприимчивого населения – это вовсе не явление последних лет и даже не последних десятилетий. Уезжали отсюда и в 60-е, и в 70-е, и в 80-е годы. Разные мотивы были у покидавших родной город, но один присутствовал всегда – скука, теплое, временами даже жирное, но слишком уж монотонное ( как стали говорить потом – «никакое») существование. Не сказать, чтобы дыра, а так – спальный район модернизированного, мобильного мира, московская Безымянка. Я не хочу задеть патриотические чувства жителей этого района, впрочем, почему же не хочу – именно к этому и стремлюсь: каково жить на Безымянке – в этом, судя по топониму, «никаком» месте?
Городской характер в России во многом становится видимым благодаря литературе. Одесский говорок в известной степени сконструирован писателем Бабелем (у других авторов, родившихся и выросших в Одессе, описывающих Одессу в своих книгах - И.Ильфа, Е.Петрова, В.Катаева, Э.Багрицкого, Ю.Олеши, К.Паустовского – такого языка почти нет). Именно Бабель показал всему миру красоту и сочность одесских типов, можно сказать, что жители приморского города увидели себя в зеркале бабелевской прозы и сказали – да, мы такие…
У Самары такого экрана не было даже в прошлом: маленькие зеркальца, осколочки. Да и сегодняшняя Самара совсем не похожа на мифическую дореволюционную: уже состарились и вышли на пенсию люди, прожившие жизнь в заводских районах, в хрущевках и брежневских девятиэтажках. Вот и предлагаю, раз уж нам не помогают в росте нашего самосознания писатели (как помог пермякам современный прозаик Алексей Иванов), подумать совместно о самарских типажах.
Речь идет не о представителях каких-либо слоев и социальных групп: интеллигенции, предпринимателях, рабочих, богеме (хотя можно порассуждать и об этом), а именно об антропологических типах, о самарском обывателе в самом широком значении, о мещанине, поскольку этим словом, если мы так уж любим опираться на традиции, в старину именовали горожанина.
Все знают: самарцы гордые. Заезжему столичному жителю они не преминут продемонстрировать, что и у нас как бы не хуже: и драмтеатр, и опера, и модерн в исторической части, и, разумеется, главный предмет гордости – Волга с набережной, самой красивой то ли во всей Европе, то ли во всем мире. Гордость самарцев - чувство романтическое и в то же время статусное – в девяностые его назвали «понтами». Когда речь заходит о том, чтобы, допустим, защитить предметы гордости от разнообразных посягательств, самарцы могут бурно возмущаться по поводу творимых безобразий, но что-то предпринимать для их устранения, как говорят у нас, «связываться», - это нам в лом. Если кто и активничает, то это всегда постоянная в своей численности группа городских сумасшедших.
Самарцы – щедрые. Да, мы любим не ударить в грязь лицом, принимая гостей. Хороши самарские банкеты – и наряды соответствуют, и закуска. Щедрость, впрочем, позиционируется как производная гордости: приют для бродячих животных, культурные инициативы – все, где надо сброситься своими кровными без пыли в глаза, это нам как-то не очень, как бы и смысл щедрости становится неявен.
Самарцы домовиты и чадолюбивы. Это, пожалуй, да. Обустраиваем свое гнездо, прихватываем к нему дополнительные территории: палисадничек какой-нибудь, кусок подъезда в хрущевке, клочок землицы во дворе. И не себе же – СВОЕМУ ребенку. Так и слышу эту истерическую, несколько базарную акцентуацию, но при этом вижу картинку, когда молодая мать / отец публично кроют свое расшалившееся дитя матом. Надеюсь, что последнее видение все же не специфически самарское.
А говор? Есть и говор – растянутые, певучие гласные, особенно при обращении: «Гааааль!», «Оооооль!», и при этом вполне себе столичное аканье. В годы застоя на Безымянке самарская певучесть воплотилась в особом тягучем и носовом прононсе дворовых песен про «баааабайку в луже» и незабвенную «Марииинку». Есть еще и забавное словечко «курмыши». Где они, знает в Самаре каждый.
Что еще? Ну давайте, самарцы дорогие, поскребем репу вместе, займемся так сказать народной антропологией, собственной культурной идентичностью. Есть у нас что-нибудь кроме негативных самоопределений и геокультурных комплексов, типа «Самара – не Москва, но и не Урюпинск»? Что скажете?..
Ирина Саморукова, доктор филологических наук, профессор СамГУ
Комментарии (9)
Понравилось все. И тема,и антропологический подход, и стиль, и "Гамбургский счет"- мало кто знает смысл выражения. В Самаре прожила с 77 по 81 годы. С мужем студентом. У меня немалый опыт жизни по глубинкам и провинциям.От гарнизонов Дальнего Востока до Беер-Шевы- "столицы" Негева.Для контраста- пять лет в Ленинградском университете. Но жемчужина- город Пенза, в котором я полжила по совокупности лет восемнадцать.Город зерро...Дуб-ровесник нашего города. Музей одной картины, Памятник первопроходимцу...Знаменитые земляки, которых пензяки поминают с такой же страстностью, как ашкеназские евреи Эйнштейна, Эзейнштейна и кого там еще...Смешной,провынциалбный город. Большая деревня...Я любила, да и сейчас продолжаю любит ,все места, где мне довелось пожить. Даже Беер Шеву с ее Хамсинами, верблюдами и пылью. А Самара...Куйбышев...Рынок, где меня, беременную каждая продавщица старалась угостить вкусненьким. Пивзавод, где подрабатывал сокурсник мужа. По ночам он выносил нам молодое пиво, которое тут же на травке в парке выпивалось... Я вспоминаю свои ощущения ранним утром на привокзальной площади.(чаще всего возвращаясь из Пензы)." Хорошо, спокойно, я дома..." Как это объяснить? Любовь не стоит объяснять...Везде хорошо, где я есть...Спасибо, что напомнили. А "Курмышами" меня все друзья дразнят.
Понравилось все. И тема,и антропологический подход, и стиль, и "Гамбургский счет"- мало кто знает смысл выражения. В Самаре прожила с 77 по 81 годы. С мужем студентом. У меня немалый опыт жизни по глубинкам и провинциям.От гарнизонов Дальнего Востока до Беер-Шевы- "столицы" Негева.Для контраста- пять лет в Ленинградском университете. Но жемчужина- город Пенза, в котором я полжила по совокупности лет восемнадцать.Город зерро...Дуб-ровесник нашего города. Музей одной картины, Памятник первопроходимцу...Знаменитые земляки, которых пензяки поминают с такой же страстностью, как ашкеназские евреи Эйнштейна, Эзейнштейна и кого там еще...Смешной,провынциалбный город. Большая деревня...Я любила, да и сейчас продолжаю любит ,все места, где мне довелось пожить. Даже Беер Шеву с ее Хамсинами, верблюдами и пылью. А Самара...Куйбышев...Рынок, где меня, беременную каждая продавщица старалась угостить вкусненьким. Пивзавод, где подрабатывал сокурсник мужа. По ночам он выносил нам молодое пиво, которое тут же на травке в парке выпивалось... Я вспоминаю свои ощущения ранним утром на привокзальной площади.(чаще всего возвращаясь из Пензы)." Хорошо, спокойно, я дома..." Как это объяснить? Любовь не стоит объяснять...Везде хорошо, где я есть...Спасибо, что напомнили. А "Курмышами" меня все друзья дразнят.
Нужная статья! Хотя бы какая-то попытка отличить земляков, в чём-то родных, в чём-то ненавистных... (Когда говорят не русским, а матом... Когда бросают мусор из окна автомобиля...)
У Бориса Кожина в записанной за ним книге мне кажется тоже есть попытка. Но он смотрит изнутри именно старого города, не беря в расчёт Безымянку и другую часть Самары. И смотрит романтически... ;)
Хочется что-то добавить к чертам замляка, но анализировать непросто.
Да, понтовые. Живём на самой большой реке Европы, у нас - самая большая площадь в Европе, Ж/д вокзал, набережная, синагога, костёл, м.б. мечеть.
Жители старого города всё-таки близки к Волге, хотя она давно перестала быть кормилицей. Но ощущение жизни на большой реке с именем собственным есть. Мы никогда не скажем: "пойдём на речку" или "на реку", скажем "на Волгу". А дальние районы далеки от реки и не чувствуют её... Её простор, Жигули на горизонте, закат за тем берегом... А вот "управские" или "красноглинские" наоборот по полгода живут только Волгой. А сколько рыбаков у нас! Это не может не отражаться на характере. Но "оканья", характерного для волжан, кричавших через просторы реки нет - ?размыт коренной народ.
Кстати, мы с коллегами неоднократно проплывали на теплоходах и вниз и вверх. Нигде нет столько крутых катеров, которые ещё норовят подрезать большой теплоход! Понты и лихачество. Но нигде нет и столько летних палаточных лагерей на берегу! М.б. поискать "изюминки" в беседах с теми, кто лет 20 как живёт вот так?
Большое влияние не могла не оказать закрытость города Куйбышева. Мне кажется, это сказалось на том, что нам важнее быть на хорошем счету в городе, чем в остальном мире. С др. стороны, мы все считаем, что живём недалеко от столицы и ездим туда с лёгкостью. Теперь и в заграницы из Курумоча запросто.
Любим летать (вид с гор притягивает?) - легкие самолётики и дельтапланы летом так и шныряют ;)
Многонациональность региона - тоже отличительная черта. Но большой терпимости/толерантности всё же нет. И знания культур народов, живущих рядом тоже нет... Хотя, слава богу, пока живём в мире. Да, женщины отличаются красотой, кокетливостью, яркостью в одежде.
Вообще, город разношёрстный. Люди из старого центра, заводских районов, с Управы и Глинки, засамарской слободы отличаются. Есть ли единый характер?
Кроме "курмышей" что-то в местном словаре несомненно ещё есть. "Сезонки", "чувяки", "горчишники", "фураги".
Хорошо бы продолжить исследование, чтобы в Инете народ добавлял свои мнения!
Уважаемая Ольга! У меня жена родом из Самары и я часто ловлю себя на мысли о том, что все черты её характера выражают какую то древнерусскую непоколебимость и приверженность именно к русскому жизнестрою! Я не филолог, но иногда увлекаюсь значением и смыслом слов. И вот однажды, как током... Сама РА! Ведь этим именем в древности предки называли Волгу! А самого верховного Бога на Святой Руси предки называли РА-ОМ-ХА, (Рамхат в просторечии). А ведь звуки эти обозначают не что иное, как: РА- источник жизньродящей энергии. ОМ - ум, информационное поле вселенной, её разум. ХА - дух, стремление к жизни. Вот и получается Святая Троица! Теперь даже объяснять не надо, что для русского ума означает имя (именно имя, а не название) города Сама РА! Вот какое значение имеют Русские слова! Вот почему жители Самары имеют такие черты характера, выражающие чисто русские особенности, которые не переделать никаким завоевателям России!
Прошу меня извинить, но моё письмо больше адресовано Ирине Саморуковой, автору статьи!
Глубоко уважаемая Ирина!
У меня жена родом из Самары и я часто ловлю себя на мысли о том, что все черты её характера выражают какую то древнерусскую непоколебимость и приверженность именно к русскому жизнестрою! Я не филолог, но иногда увлекаюсь значением и смыслом слов. И вот однажды, как током... Сама РА! Ведь этим именем в древности предки называли Волгу! А самого верховного Бога на Святой Руси предки называли РА-ОМ-ХА, (Рамхат в просторечии). А ведь звуки эти обозначают не что иное, как: РА- источник жизньродящей энергии. ОМ - ум, информационное поле вселенной, её разум. ХА - дух, стремление к жизни. Вот и получается Святая Троица! Теперь даже объяснять не надо, что для русского ума означает имя (именно имя, а не название) города Сама РА! Вот какое значение имеют Русские слова! Вот почему жители Самары имеют такие черты характера, выражающие чисто русские особенности, которые не переделать никаким завоевателям России, обосновавшихся по синагогам!
Подробнее: http://zasekin.ru/samorukova/2012/08/06/samarskaya-naro/?quip_approved=1#qcom266
Бред сивой кобылы. Город Куйбышев был промышленным центром мирового значения. В многочисленных американских планах атомной бомбардировки СССР наш город не опускался ниже 6-го места. Хотя и тогда для иногороднего обывателя - куйбышевцы имели славу хулиганов. Теперь промышленность просрали - осталось только гордиться "курмышами", "горчишниками", "фурагами" и т.п.
Наталья Петровна! Признайтесь, ведь это из материалов лектора обкома КПСС: "В многочисленных американских планах атомной бомбардировки СССР наш город не опускался ниже 6-го места." Я горжусь вами, гордящейся планами заокеанских ястребов! Загадочная даже по российским меркам самарская душа!
Многие приезжие гости пребывали под впечатлением от хамского поведения самарских водителей на дорогах:))))по крайней мере петербуржцы, москвичи и ульяновцы, с кем мне доводилось общаться, говорят,что это "самарский почерк" - самоуверенность на дорогах вопреки всему))