Итак, символом возвращения Путина на пост президента стал автозак, сотни переполненных автозаков на улицах и площадях Москвы. В России еще не было президента, который бы короновался под многотысячное народное скандирование "Не пустим вора в кремль". Для мирового сообщества, да и для внутренней общественности новый президент пришел к власти как больше не скрывающий своего истинного лица диктатор. Он пришел к власти не только обманом, но и силой, с помощью вооруженной армии роботов, и это уже увидели все, даже его сторонники.

Это значит, что как бы не усердствовала официальная пропаганда, такой президент онтологически нелегитимен, и царство его в любую минуту способно рухнуть как карточный домик. Это значит, что только сила, а не закон, сможет его удерживать во власти в течение энного времени. Это наша новая реальность. Как и то, что гражданское общество наконец показало, что у него тоже есть зубы и что оно готово до конца отстаивать свои идеалы.

Совершенно очевидно, что Россия перешла в новое состояние. Десятки тысяч людей оказались способны драться за свободу. Свобода, справедливость никогда не будут подарены сверху, особенно в России с ее рудиментарным и омерзительным византинизмом власти. Гражданское неповиновение - это предельный опыт решимости и убежденности в своей правоте людей, которым больше не на кого надеяться кроме самих себя. Это исторический путь Европы. И именно 6 мая Россия стала европейской страной. И хотя страна наша расколота на два лагеря, государство не могло не почувствовать, что тут живут люди, много людей, готовых бороться за свои права и за свое достоинство.

Но мы, европейцы, теперь будем жить при откровенной диктатуре. Как это возможно сочетать? Ждет ли нас на долгие годы белорусский сценарий? Должны ли мы копить ресурсы для силового противостояния диктатуре? Должны ли мы привыкать к автозакам как к своим временным и неизбежным пристанищам? Я думаю, мы должны делать все возможное и в любой момент, как это было в эти дни, должны быть в состоянии по-настоящему огрызнуться. Думаю, после 6 мая начнется ротация лидеров оппозиции, перманентное рекрутирование новых лиц. Это должно произойти. Думаю, если будет внятный клич, народ снова выйдет и в не меньшем количестве. Но стратегический успех нас ждет, только если мы будем действовать системно и солидарно, пользуясь уже имеющимися законными механизмами давления на власть. Нужно публично и во всех институциях ставить вопрос о переходе к парламентской республике и конституционном ограничении президентской власти. Нужно бороться за настоящее общественное телевидение. Нужно отстаивать свои права в регионах. Нужно наращивать практики солидарности. И нужно каким-то образом начать длительный спокойный, но убедительный диалог с патерналистской и пропутинской частью общества, не теша себя особыми иллюзиями, поскольку экономическая зависимость стреднестатистического путиноида и порождаемые этой зависимостью страхи за собственное существование не будут преодолены еще очень долго. Но мы хотя бы можем вывести фигуру страха из тени на свет. Либералы 90-х, к коим я отношу и себя, сильно не доработали в плане просвещения, поэтому, как ни прискорбно, но в ХХI веке снова оказались политически релевантны сталинско-геббельсовские клише про врагов народа. А ведь это казалось уже невозможным!

Наконец антипутинское движение должно предъявить другую антропологию, без образа врага. Настаивать на своем, но без эскалации вражды. Идеология войны только все усугубит. Как потрясающе пела группа Аркадий Коц (Кирилл Медведев и Олег Журавлев) текст гимна польской «Солидарности»… в автозаке, сразу после задержаний участников акции в защиту «Pussy Riot”: "И если ты надавишь плечом, / и если мы надавим вдвоем, / то стены рухнут, / рухнут, рухнут, / и свободно мы вздохнем»". И тут дело даже не в том, о чем они пели, а текст песни содержит четкий призыв к солидарности друг с другом - и не только современников, но и представителей разных поколений – а в том, что они именно пели, да еще как пели (!) в такой ситуации (см.видео в сети). Это безусловная антропологическая победа над путинизмом. Этико-эстетико-правовое противостояние власти на всех уровнях и антропологическая революция - единственный путь в этой беспросветной ситуации.

Виталий Лехциер, поэт, публицист, доктор философских наук
Специально для Засекин.ру