Департамент городского хозяйства и экологии (ДГХиЭ) администрации Самары может вновь поставить под угрозу зимнее содержание улично-дорожной сети города. По состоянию на 6 ноября конкурсная документация на определение подрядчиков по содержанию улично-дорожных сетей города и уборке снега до сих пор не опубликована на сайте Госзакупок. Ситуация в точности повторяет сценарий прошлого года, который привел к транспортному коллапсу и массовым жалобам горожан. Но уже при новой городской и областной власти.

Прошлой зимой аналогичная задержка с проведением конкурсных процедур привела к катастрофическим последствиям. Контракты на уборку снега были заключены только в январе 2024 года. МП «Благоустройство» получило контракт на обслуживание семи районов города лишь 31 декабря 2023 года, а договор на уборку Кировского района с ООО «Экомед» и вовсе был подписан только 8 января 2024. В новом сезоне ситуация может повториться – сроки поджимают.

Результаты такой несогласованности проявились практически сразу. Уже в первые дни января 2024 года прокуратуры Промышленного и Октябрьского районов выявили многочисленные нарушения: снежный накат на дорогах, заужение проезжей части, снежные валы вблизи остановок общественного транспорта, уплотненный и талый снег на заездных карманах, снежные валы в границах пешеходных переходов.

К середине января ситуация только ухудшилась. В Куйбышевском районе прокуратура обнаружила, что снежные валы на остановках и проезжей части не только затрудняли движение транспорта, но и создавали реальную опасность для пешеходов. В итоге директору МП «Благоустройство» Ольге Устиновой было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

К концу января ситуация достигла критической точки. По всему городу жители сообщали, что во дворах «ни пройти, ни проехать», людям приходилось буквально откапываться по утрам, чтобы выйти из дома. Автомобилисты массово застревали в снежных заносах, а тротуары во многих районах города вообще не чистились. Дошло до того, что в снегах застрял даже трамвай, видео с которым разошлось по социальным сетям.

Ситуация вышла далеко за пределы городской черты. К 22 января 2024 года в Самарской области из-за нерасчищенного снега оказались закрыты 26 дорог, ведущих к 18 населенным пунктам. Семь из этих населенных пунктов оставались отрезанными от мира более суток. Ситуация была настолько серьезной, что губернатору Дмитрию Азарову пришлось лично вмешаться и требовать от министра транспорта Ивана Пивкина немедленного решения проблемы. Впрочем, сейчас нет ни Азарова, ни Пивкина. Но ушли ли с ними снежные проблемы?..

Учитывая сроки проведения конкурсных процедур, город рискует снова встретить зиму без полноценных контрактов на уборку улиц. Об этом говорят эксперты в сфере госзакупок. От момента публикации конкурсной документации до подписания контракта проходит минимум месяц. Сначала публикуется объявление с конкурсной документацией, потом идет прием заявок, затем проводится электронный аукцион, а после определения победителя следует период на возможные жалобы в ФАС и только потом подписывается контракт. В прошлом году контракты заключались в пожарном порядке именно из-за жалоб, которые затянули процедуру.

Особую остроту ситуации придает смена руководства региона и города. Новый губернатор Вячеслав Федорищев, сменивший Дмитрия Азарова, и фактический новый глава города (ио) Иван Носков, пришедший на смену Елене Лапушкиной, рискуют начать свою работу с коммунального кризиса, спровоцированного бездействием старой команды ДГХиЭ.

Если история прошлого года повторится, Самару ждут не просто неудобства, а настоящий транспортный коллапс. В прошлом сезоне ситуацию не спасли даже экстренные меры и вмешательство прокуратуры, которая в итоге выявила более 100 нарушений при уборке снега и внесла более 40 представлений об устранении нарушений закона. Сейчас единственный способ избежать повторения кризиса – немедленное начало конкурсных процедур. Однако даже в этом случае город рискует войти в зиму без постоянных подрядчиков.

Андрей Федоров