Улучшить финансовое положение перевозчиков в Самаре планируют за счёт жителей города.

Тему увеличения оплаты за проезд вынесли для обсуждения на заседании городской думы. С инициативой его проведения выступила так называемая «общественная» организация – ассоциация перевозчиков «ВолгаАвтоТранс». 

В действительности, данная Ассоциация является, скорее, союзом чиновников, муниципальных предприятий и коммерсантов. То есть, к общественности имеет весьма условное отношение. 

В состав членов Ассоциации, согласно информации самой организации, входят: департамент транспорта администрации города Самары, транспортное управление мэрии города Тольятти, муниципальные пассажирские автотранспортные предприятия городов Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Чапаевска, акционерные общества, выполняющие грузовые и пассажирские автомобильные перевозки.

На заседании отметили, что, «несмотря на прилагаемые усилия и ряд существующих проектов необходимо дополнительное улучшение качества пассажирских перевозок». За такой формулировкой скрываются многочисленные жалобы самарцев на отсутствие автобусов на маршрутах, на износ техники, опасный стиль вождения автобусов, хамство водителей и агрессию отдельных кондукторов. 

Одной из «необходимых» мер, направленных на поддержание стабильной работы транспорта, может стать изменение… стоимости проезда. Она не пересматривалась с конца 2021 года.

Перевозчики пожаловались депутатам на существенное подорожание стоимости материалов, запасных частей, ГСМ и электроэнергии.

Наблюдается изменение закупочной стоимости – растут расходы на сырье и материалы, используемые, в частности, для ремонта трамваев и троллейбусов. Стоимость запчастей по отдельным позициям за последнее время, с введением санкций и других ограничительных мер, увеличилась в 1,5-2 раза. Кроме того, выросли эксплуатационные расходы: на электричество, тепло- и водоснабжение. Текущего финансирования с учетом выручки и поступлений из консолидированного бюджета предприятию недостаточно», – заявил директор МП Самары «Трамвайно-троллейбусное управление» Михаил Ефремов.

Участники заседания отметили, что фактически за проезд пассажиры платят меньше его себестоимости. Эту разницу предприятиям «стараются компенсировать». По себестоимости одна поездка в трамвае или троллейбусе обходится в более чем 50 рублей, а в метрополитене, состоящим вчего из 10 станций, – свыше 80 рублей.

Представители департамента транспорта администрации Самары сообщили, что объёмы бюджетного финансирования транспортной отрасли ежегодно увеличиваются. Деньги тратятся на текущую деятельность, обновление инфраструктуры, парка подвижного состава. Однако «имеется потребность в финансовых ресурсах для осуществления текущих расходов, выплаты обязательных платежей». Дополнительные средства требуются и на индексацию заработной платы водителей.

На данный момент предприятие «Самара Авто Газ» испытывает «кадровый голод» – нуждается в водителях. Несмотря на то, что мы обеспечиваем бесплатное обучение профессии, взаимодействуя с автошколами и другими контрагентами, проблема в полной мере не решается. Конечно, работа водителя напряженная – он в ответе за каждого пассажира, комфорт и безопасность рейсов. Это требует соответствующей оплаты труда в качестве одного из стимулов для соискателей вакансий», – рассказал заместитель директора компании-перевозчика Александр Кочерыгин.

Депутаты указали на необходимость взвешенного подхода к вопросу об изменении стоимости проезда. Прозвучали красивые слова и о «необходимости учёта интересов социально-незащищенных категорий пассажиров» и «улучшении транспортного обслуживания населения».

Проблемы городского транспорта необходимо решать комплексно, рассматривая все аспекты и подходы по оказанию услуг. По моему мнению, выход из сложившейся ситуации – не только посредством поднятия стоимости проезда или повышения зарплаты водителей. Несмотря на субсидирование отрасли, необходимо увеличить прибыльность самих перевозок. Лично я готов платить за проезд с учетом возможной корректировки тарифов, если нужный мне транспорт придет вовремя, согласно заявленному интервалу, – прокомментировал председатель думы Алексей Дёгтев.

Впрочем, это фантазии – Дёгтев перемещается преимущественно на служебном автомобиле, оплаченном налогоплательщиками, а не на общественном транспорте. 

Последний раз вопрос изменения стоимости проезда поднимался в 4 квартале 2021 года. 

Цены на проезд в общественном транспорте в 2023 году в Самаре обещали не повышать. Решение было озвучено накануне выборов мэра города. О том, что тарифы на проезд в общественном транспорте Самары планируют оставить прежними 21 декабря прошлого года заявили на заседании общественного совета при департаменте транспорта администрации Самары.

Ранее цены на проезд в общественном транспорте в Самаре менялись в январе 2022 года. Билет за наличный расчет стал стоить 35 рублей вместо 32 рублей. А оплата по безналичному расчету увеличилась с 29 до 32 рублей. Кроме того, пришлось больше платить и за проездные. Если раньше школьный проездной стоил 600 рублей, то его цена поднялась до 640. Студенты ранее платили по 800 рублей в месяц за проездной. С нового года отдавать пришлось по 850 рублей. Безлимитная карта подорожала на 120 рублей. С января 2022 года она стоит 1985 рублей.

Жители сразу же начали жаловаться, что подняли цены на проезд и частники. В маршрутках пришлось платить по 38 рублей за поездку.

Стоимость разовой поездки для школьников по транспортной карте - 16,6 рублей, для студентов - 17 рублей. Социальная карта для льготников стоит 270 руб. и рассчитана на 90 поездок.

Мы понимаем, что увеличение стоимости проезда – необходимый шаг, требующий серьезного анализа и ответственной подготовки. Предлагаем «прийти» к этому с минимальными потерями для наших граждан, не затрагивая социально незащищенные слои населения, – психологически подготовил граждан к повышению цен на проезд замглавы Самары – руководитель департамента транспорта администрации Самары Сергей Маркин.

В дальнейшем все предложения касаемо поднятия цены на поездки в общественном транспорте пообещали рассматривать с участием широкой общественности.

Симптоматично, что вопрос повышения стоимости проезда не поднимали в Самаре до выборов губернатора, но не постеснялись озвучить накануне выборов президента. 

Видимо, повышение стоимости билетов на несвоевременно приходящий автобус, дребезжащий трамвай, изношенный троллейбус и одно из самых коротких метро в России  должны поднять гражданам настроение и вселить уверенность, что власти в России ведут страну к процветанию, а не к деградации. 

Екатерина Сильмэ