Приговор бывшему видному активисту Общероссийского народного фронта Аркадию Лазареву, вынесенный на прошлой неделе, стал наглядной иллюстрацией состояния антикоррупционной борьбы если не в России, то в отдельно взятой Самарской области. С одной стороны, долгое время норовивший стать лицом борьбы со мздоимством и лихоимством в сфере господрядов «фронтовик» соблазнился, не выдержав искушения казёнными деньгами. С другой — жрица правосудия Светлана Градусова развернула самарскую Фемиду неожиданным для сторонних наблюдателей ракурсом, продемонстрировав гибкость отечественного правоприменения.

Экс-мундепа от партии «Единая Россия» Аркадия Лазарева, избравшегося в совет Самарского района, могла ждать блестящая политическая карьера. Работая под началом авторитетных старших товарищей, среди которых был и сопредседатель самарского штаба ОНФ Вадим Нуждин, казалось, что Лазарев боролся с коррупционной гадиной по мере сил. Любимыми темами его проверок были подряды на дорожные работы и поставки медицинского оборудования. Про таких раньше говорили — «Далеко пойдёт, если… милиция не остановит».

Внеплановая остановка случилась в сентябре 2019 года, когда подающего надежды политика, борца с коррупцией и бизнесмена задержали по подозрению в коммерческом подкупе. Любопытно, что после задержания любимец журналистов и блогеров Вадим Нуждин на некоторое время перестал быть доступен для комментариев.

Криминальный журналист Ксения Штефан в своём Telegram-канале рассказывает предысторию грехопадения борца с коррупцией:

- В поле зрения Аркадия и его друзей попала «тема» с реализацией арестованного имущества на территории Самарской области. Имея хорошие на тот момент связи, не составило труда дать «нужные рекомендации определенным людям». И тут Аркадию «масть попёрла» — выиграл контракт по самым выгодным условиям, сколотил команду и кинулся на этот «вожделенный пирог».

Далее, по её словам, возникли сложности с соблюдением сроков и условий контракта, финансовая нагрузка оказалась больше, чем представлялось, неожиданные вызовы требовали смелых решений. Этот пёстрый букет проблем якобы и сподвиг Лазарева сотоварищи встать на скользкую дорожку вымогательства незаслуженных благ.

Твёрдо уверенный, что главное — не победа, а участие, гражданин Лазарев вышел на представителя ООО «Атлант-Групп» — уже устоявшегося исполнителя по контракту в данной сфере — понимая: коммерсанты будут участвовать.

Борец с коррупцией, намеревавшийся было заявиться на аукцион, готов был не сбивать сумму контракта до мизерных по меркам стартовой цены 5 млн рублей за символическую благодарность. Всего 1,5 млн рублей гарантировали бы спокойный сон «Атлантам», но… пикантность в ситуацию внесли правоохранители.

После его задержания в СУ СК по Самарской области заявляли, что на самом деле передача денег через посредника от «Атлант-Групп» оказалась (сюрприз!) оперативным экспериментом. Гражданин Лазарев же пытался отпираться: мол, никакого сговора не было, а если и был, то он с ним боролся, а вовсе не участвовал. Так, суд отправил Лазарева в СИЗО — от греха подальше.

Пока шло предварительное следствие, один из свидетелей заявил, что опасается за свои жизнь и здоровье, так как депутат якобы связан с неким ОПГ и имеет знакомства в правоохранительных структурах. По словам свидетеля, во время одной из бесед Лазарев ему сказал, что по его звонку приедут «пацаны».

Времени на духовное очищение, молитву и пост было немало — шли месяцы и годы, а «пацаны» так и не доехали. Однако суды постоянно откладывались и переносились, менялись доводы, адвокаты, и даже судья по делу успел уйти на пенсию. Представители прокуратуры возмущались, но ускорить процесс было не в их силах. Громкое дело, широко освещаемое СМИ, с участием видных региональных политиков и бизнесменов, буксовало на ровном месте, пока к делу не подключилась судья Кировского районного суда Самары Светлана Градусова. В её руках дело буквально заспорилось. Борца с коррупцией, попавшегося на коммерческом подкупе, отпустили из СИЗО под домашний арест.

Прокуратура, учитывая, что речь идёт о так называемом «особо крупном размере» подкупа, запрашивала наказание в 8,5 лет строгого режима со штрафом в 15 млн рублей — десятикратный размер, хотя статья 204 УК РФ предусматривает и более внушительные сроки, и штрафы до пятидесятикратного размера. Но скромность и гуманность запросов надзорного ведомства превзошла судья Градусова. Резонансное дело, которое могло послужить примером как для чиновников с депутатами, так и для простых обывателей, истосковавшихся по справедливости, превратилось в несколько иной пример.

Вину Аркадия Лазарева суд установил. Размер вымогаемой суммы квалифицируется как особо крупный. Вину депутат, убедительно изображавший общественную деятельность, не признал. Существенных смягчающих обстоятельств общественности представлено не было.

Учитывая всё вышеперечисленное, судья Светлана Градусова приняла решение: штраф платить не надо, арест и обременение с имущества осуждённого можно снять, срока — и трёх лет хватит, в которые засчитываются два года, проведённые в тяжбах. Подозревать жрицу Фемиды, например, в коррупции никаких формальных оснований нет. Но откуда в судье Градусовой нашлось столько сострадания к преступнику Лазареву — остаётся загадкой. К примеру, ранее главе Фонда капитального ремонта Михаилу Архипову по аналогичной статье суд вынес приговор: 10 лет лишения свободы плюс штраф в размере 40 млн рублей.

Возможно, Светлана Градусова разглядела в Аркадии Лазареве необъяснимое обаяние, неуловимое взглядам прокуроров, следователей и простых граждан?

Софья Паркер