Многие представляют себе современных школьников как неуправляемых подростков, которые буквально срисовали себя с блогеров Тик-Тока, провалились в свои гаджеты и огрызаются на всех, кто пытается их вытащить из онлайн-среды. Как помочь детям понять самих себя? Зачем в школе психологи и почему о них никто не знает? Кого обвинять в проблемах ребенка? Об этом и многом другом мы поговорили с самарским психологом Александрой Ермолаевой.

– Александра, какой вы видите роль психологов в школе?

– В первую очередь, задача психолога - дать детям ощущение безопасности. Если у школьников возникают сложности в общении с одноклассниками, учителями, родителями, то нужен человек, с кем бы эти моменты можно было проговорить. Чаще всего дети просто не знают к кому можно пойти со своими проблемами. Выход из этих ситуаций не всегда находится, дети живут в постоянном конфликте. Если взрослый человек может осознанно пойти к психологу, то у подростков просто нет необходимого уровня осознанности, чтобы понять - нужна помощь. К родителям дети могут побояться пойти с проблемой. В итоге остаются со сложностями наедине. Психолог должен доносить до детей то, что конфликты можно и нужно решать, выходить на диалог, учить школьников выстраивать общение. Очень важны коммуникативные тренинги с классом.

– С функциями понятно. Но позволяют ли современные школьные реалии их выполнять? Зачастую дети вообще не знают, что в школе есть психолог.

– В школьных реалиях слишком много бюрократии, это не только проблема современного психолога, но и педагога.
Мы как-то собрались с коллегами-психологами и задались вопросом продвижения в школе предмета «Этика и психология семейной жизни». По задумке на них педагог-психолог разбирает с детьми различные жизненные ситуации, помогает проигрывать и рассуждать, кто бы как себя повел в реальных обстоятельствах. Мы составили письмо с предложением, но вовремя остановились. Сейчас детям вводят много полезных предметов, которые призваны развивать навыки коммуникации, креативного мышления, компьютерной грамотности. Но мы знаем, что у школы подчас нет на это ресурсов ни временных, ни человеческих. Например, сейчас во всех школах есть работа над проектами, но для галочки. А ведь работа с проектом - это очень нужный навык!

Поэтому, мы оставили идею с новым уроком. Сейчас думаем, как эту деятельность ввести во внеурочную, так чтобы самим детям было интересно, а не навязано.
Я пока вижу выход только в реорганизации психологической службы. По нормам в школе психолог должен работать из расчета – один специалист на 300 человек, а по факту получается – один на 1500 школьников. Работа школьного психолога заключается в проведении тестирований в классах, выявлении проблемных зон, а также лидерских способностей, особенностей детей. И это все очень важно. Правда, итоги этой работы часто остаются на бумагах и редко перетекают в другую деятельность. Получается, что детский психолог в школе не для детей. Например, на работу с трудными подростками, личные консультации и тренинги ресурсов часто нет. И да, дети удивляются, когда узнают, что в их школе есть психолог.

– Правда, что дети сейчас созревают быстрее и пубертатный период приходится уже не на 15-16 лет? Может, психологи старой закалки не ориентированы на работу с современной молодежью?

– Действительно, дети сейчас созревают куда быстрее, точнее уровень их осведомленности часто не соответствует их развитию физическому, поэтому есть ощущение слишком раннего взросления. Что касается «старой закалки» - все психологи и педагоги обязательно проходят курсы повышения квалификации с учетом всех современных особенностей.

Люди, отработавшие многие годы в определенной системе, часто воспринимают новые технологии в работе, как некое развлечение, которое не имеет отношение к их работе. А сейчас очень много новых направлений – та же арт-терапия, которая очень хорошо работает и на диагностику, и на решение сложных ситуаций. Она куда эффективнее стандартных тестов, но более сложна при обработке информации, невозможно провести песочный сеанс на 1500 детей одному специалисту.

Но как обычно, все зависит от личных внутренних качеств психологов, учителей. Если человек готов менять пространство вокруг себя – он это делает. Я знаю минимум три школы в Самаре, где школьные психологи эффективно работают с родителями, педагогами и детьми, а их деятельность ценится и развивается.

– Какие проблемы среди учащихся вы бы смогли выделить? Если почитать родительские чаты, жалобы чаще поступают на агрессивное поведение детей и зависание в гаджетах.

– Агрессии много. Она может быть не только открытая, но и внутренняя, направленная на самого себя. Поэтому агрессии на самом деле в два раза больше, чем мы видим.

Слишком много на ребенке ответственности, слишком много разной, часто противоречивой информации: учителя, родители, родственники, друзья – каждый «гнёт» свою правду. С таким количеством мозг не справляется, а от этого появляется агрессия, эмоциональные всплески и даже депрессивные состояния. В итоге дети «прячутся» в телефоне – там все просто: не нужна информация – стёр, неприятен человек – удалил. А в реальном мире они теряются.

Поэтому ограничивать или отбирать у ребенка гаджет — не выход. Самый действенный способ помочь школьнику выстроить отношения с самим с собой и коллективом - настроить на деятельность, где он будет чувствовать себя комфортно и безопасно. В школе постоянный напряг – найдите место в дополнительном образовании. Важный нюанс: занятия должны быть направлены не на результат, а на взаимодействие в коллективе. Например, театральный кружок, занятия мультипликацией и другие творческие направления, где не нужно соревноваться и что-то кому-то доказывать.

– А как быть, если ребенок говорит, что ничего не хочет?

– Во-первых, нужно спросить что тогда хочет. И подбирать занятия по интересам ребенка, пусть направление выбирает сам. Во-вторых, будет лучше, если и место, и педагога родитель выберет вместе со школьником.
Дети говорят, что ничего не хотят, потому что очень устают, боятся, что и тут с них будут спрашивать результат, добавят зону ответственности. Важно, чтобы родители спрашивали именно о его желании, настроении, чувствах, интересах. Когда мы ведем разговоры только о делах в школе, куда по большому счету ребенок ходить не хочет, он не чувствует, что интересуются именно им. Поговорить с ребенком по душам, рассказать о себе, о своем взрослении. Дети часто удивляются, что их папы, мамы и даже бабушки тоже были в похожих ситуациях – это сближает, делает всех добрее.

– То есть в основе детских проблем первичную роль играет поведение родителей по отношению к ним? Ведь многие требуют от школы решить все вопросы.

– Когда мы говорим, что у нас проблемы с ребенком, мы очень хотим, чтобы кто-то помог нам их решить. У современных родителей тоже большая нагрузка, приправленная социальным контролем: рабочие и школьные чаты, необходимость держать телефон под рукой. Нужно помнить главное: отношения между родителем и ребенком никто, кроме самого родителя и ребенка не решит. Но может помочь!
И тут психолог вам в помощь, школьный в том числе. Обратиться за помощью, когда опускаются руки – это не слабость, это начало большой работы, которая приносит свои плоды.

– А если в классе уже сформировалась проблема, родители в тупике, психолога одного на всех не хватает, как быть?

– Если заинтересованные родители соберутся, то могут найти хорошее совместное решение. Например, найти психолога вне школы: в специальных психологических центрах, учреждениях дополнительного образования - попросить провести с детьми занятия, коммуникативные тренинги. Это облегчит работу в том числе школьного психолога – в рамках таких мероприятий дети обычно сами разрешают свои конфликты. Сейчас в школах вводят службу медиации – третьей стороны для решения конфликтных ситуаций. Если в вашей школе еще ее нет, можно инициировать ее появление.
Эти все действия не отменяют важности работы психолога в школе, к которому в случае необходимости можно подойти и осведомлённость о его наличии должна быть как у родителя так и у ребенка.

– Действительно, нужен человек, к которому можно обратиться, если нет доверительных отношений с родителями. Все-таки печальная статистика смертей и опасных игр пополняется…

– Дети идут на опасные игры, чтобы на них обратили внимание. Взрослые могут быть погружены в свои проблемы: заняты работой, домашними делами, собственными проблемами: с этим тоже необходимо справляться. Подобные ситуации наглядно показывают нам, что детям не хватает взрослых. Взрослых, которым интересны детские проблемы, их интересы, их существование. Психологи должны быть в помощь, но первично – родительское внимание и забота.

– Можно ли принять превентивные меры, например, заранее водить ребенка к психологу?

– Ребенка можно водить на развивающие занятия, если ему это интересно. А вот если родителю кажется, что у его ребенка проблемы в поведении – к психологу надо идти вместе. И часто сначала психолог будет заниматься с родителем или с родителем и ребенком параллельно. Если специалист возьмется за ребенка, они совместно смогут решить проблему, но дальше чадо вернется в семью, где ничего не поменялось. И в скором времени проблема проявится снова. Особенно это актуально в возрасте 9-10 лет, когда ребенок выходит на диалог, в том числе с самим собой.

Когда рыбка начинает болеть в мутной воде – нужно начать с того, чтобы поменять воду, а потом лечить рыбку. Есть такая поговорка «Хочешь изменить мир - начни с себя». Я добавляю, что люди вдохновляются успехами других.

Анна Коротченкова