Суд Кировского района Самары вынес приговор по делу о мошенничестве при ракетостроении. По версии следствия, в 2009, 2010 и 2011 годах Федеральное космическое агентство (в настоящее время — госкорпорация «Роскосмос») заключило с ОАО «РКК «Энергия» (офис расположен в Москве) госконтракты по теме «Создание, развертывание и эксплуатация российского сегмента Международной космической станции в части создания многоцелевого лабораторного модуля». Космическое агентство перевело в качестве авансов сначала 1 млрд 520 млн, потом еще 1 млрд 970 млн рублей.

Госконтракт предусматривал в числе прочего изготовление установки воздушного термостатирования (УВТ). В «Энергии» самостоятельно приняли решение изготовить вместо одной две УВТ. И привлекли для этого ЗАО ВКБ РКК «Энергия» (находится в Самаре).

Предполагается, что гендиректор ВКБ Владимир Рябов, замгендиректора Игорь Чекменев и заместитель главного конструктора ВКБ Михаил Фирстов решили сэкономить на материалах. Кроме того, они зарегистрировали в налоговых органах ООО «ЭнКом» на имя своего знакомого Геннадия Фролова. Созданное предприятие не имело лицензии на производство продукции для космического оборудования. В это ООО по совместительству устроили работать сотрудников ВКБ.

Далее фиктивный договор на изготовление УВТ заключили с ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод им.С.М.Кирова» (расположен в Челябинской области), который имеет необходимую лицензию. Позже троица арендовала гаражные боксы в Льговском переулке Кировского района Самары. Материалы для изготовления УВТ, по данным следствия, закупили дешевле, чем было нужно. В 2011 году УВТ произвели. Далее сделали фиктивные акты их заводских испытаний и отправили в РКК «Энергия». В РКК продукцию уже на самом деле испытали. Тогда и выявили ее несоответствие требованиям ГОСТ. Фактически УВТ были не пригодны к использованию. Ущерб составил 25 млн рублей. Сотрудники УФСБ по Самарской области возбудили в отношении Чекменева уголовное дело о мошенничестве. Под следствие также попали Рябов и Фирстов. Двое последних признали свою вину. Они в скором времени выслушали приговоры судов: Рябова приговорили к полутора годам колонии общего режима, а Фирстова к двум годам колонии общего режима.

Фирстов вину не признал. Следствие заняло больше времени, судебный процесс закончили на этой неделе. Свидетели в зале суда рассказали, что УВТ, о которых идет речь в уголовном деле, нужны были для организации системы дыхания космонавтов. Произведенные УВТ были засорены стружкой. И если бы неполадки вовремя не обнаружили, а установили бы их в капсулу для космонавтов и отправили с Байконура, как планировали, люди бы погибли.

Прокуратура просила приговорить Игоря Чекменева к восьми годам лишения свободы.

- Суд приговорил Чекменева к шести годам колонии общего режима, — рассказала гособвинитель Анастасия Коганова.

Примечательно, что это — не единственное уголовное дело в Самарской области, касающееся ракетно-космической отрасли. Так, перед судом Кировского района предстал уже бывший директор РКЦ «Прогресс» Александр Кирилин. Его обвинили в двух преступлениях.

- Во-первых, в заключении экономически невыгодного для АО «РКЦ «Прогресс» договора с ООО «Союзобщемашимпорт». Ущерб составил 126 млн рублей. Во-вторых, в растрате 3,5 млн рублей. Предполагается, что он выдал такую компенсацию за неиспользованный отпуск своему заместителю Сергею Тюлевину, - рассказывал гособвинитель в суде.

Александра Кирилина начали судить еще в августе 2019 года. Но суд дважды возвращал уголовное дело следователям для устранения нарушений.

Кроме того, по другому уголовному делу перед судом предстала дочь Александра Кирилина Светлана. Ранее она трудилась начальником управления финансов и внешнеэкономической деятельности ракетно-космического центра «Прогресс». Ей и бывшему главному инженеру завода Сергею Тюлевину вменили злоупотребление полномочиями.

- По версии следствия, на предприятии были махинации при закупке чешского станочного центра и итальянского токарно-фрезерного станка. Оборудование было нужно для модернизации производства ракет-носителей «Союз-2». Предполагается, что главный инженер и начальник управления финансов и ВЭД закупили его по завышенной стоимости, - рассказывали в областной прокуратуре.

В феврале 2014 года ФСБ задержала и теперь уже бывшего первого заместителя гендиректора АО РКЦ «Прогресс» по экономике и финансам Константина Наумова. Предполагалось, что он заключил фиктивный договор между РКЦ «Прогресс» и представителем ООО «Технокомплектлинии». Подрядчик должен был провести работы по аттестации комплексов 400-05. Но, по версии следствия, ООО перечисляли деньги за работы, которые на самом деле не проводили. Сумма предполагаемого ущерба составляла 4,9 млн рублей. В отношении Наумова возбуждали уголовное дело о мошенничестве.

Кстати, с 2016 года уголовное дело расследовали и в отношении директора авиазавода «Авиакор» Алексея Гусева. Его возбудили с подачи Минобороны. Гусева обвинили в растрате 1,3 млрд рублей. Деньги выделяли на изготовление самолетов Ан-140 по заказу ведомства. Но это уголовное дело прекратили за истечением срока давности. Сейчас же подконтрольному заводу «Авиакор» ООО «Авиакор-Аэропорт» придется встретится в суде с представителями налоговых органов. Налоговая служба пытается банкротить ООО из-за долга бюджету на 4,6 млн рублей.

Ксения Штефан