9 мая, в России принято с размахом праздновать День Победы в Великой Отечественной войне. Миллионы бюджетных рублей тратятся на проведение парадов, акций памяти, иных военно-патриотических мероприятий. Однако мы полагаем, что этот день, прежде всего — день памяти. Своей семейной памятью с «Засекиным» и его читателями сегодня делятся бизнесмен Владимир Обухов, правозащитница Людмила Кузьмина и депутат сызранской городской думы от ЛДПР Екатерина Зуева.
9 мая 1945 года вступил в силу акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии. Что интересно — акт подписывался немецкой стороной дважды. Первый раз, 2 мая, его подписал генерал Альфред Йодль, однако советское главнокомандование почему-то не оформило присутствовавшему там генерал-майору Ивану Суслопарову разрешение на подпись акта. Поэтому 8 мая был подписан, уже с соблюдением всех формальностей, второй акт, вступивший в силу тогда же, когда и первый, то есть 9 мая 1945 года: в 01.01 по московскому времени.
Дата вступления в силу акта, а также последнего сообщения главной германской ставки в Берлине, в котором говорилось, что «германский вермахт под конец с почётом уступил огромному превосходству противника в силах», стала праздничным и нерабочим днем по приказу Верховного Главнокомандующего по войскам Красной Армии и Военно-Морскому Флоту Иосифа Сталина. И с тех пор традиция соблюдается уже восьмой десяток лет.
Депутат Сызранской городской думы Екатерина Зуева рассказала «Засекину» о своей бабушке Екатерине Васильевне Попковой.
— В 1941 году, когда началась война, моя бабушка не могла оставаться в стороне, не постоять за свою родину и добровольцем вызвалась на фронт. Формировалась часть на Горьковском автомобильном заводе, куда и попала Бабуля. Оттуда её направили на фронт в Зенитный артиллерийский полк войск ПВО СССР, в звании «рядовая», зенитчицей. Во время очередного отражения атаки немецких самолётов была подбита её зенитная установка, которая упала на бабушку и повредила ей ногу. Но и это её не сломило! По окончании лечения бабуля вернулась в ряды Красной армии. Моя бабушка прошла всю войну и закончила свой боевой путь в Венгрии 1945 году, — рассказывает собеседница.
Также в Венгрии закончил свой боевой путь дед самарского предпринимателя и общественного деятеля Владимира Обухова, Дмитрий Иванович [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]Обухов.
— В 1942 году деда призвали в Советскую армию из Казахстана, где он жил под Карагандой, будучи раскулаченным. Он дошел до озера Балатон в Венгрии, где был серьезно ранен и комиссован. За заслуги был представлен к ордену Красного знамени. К сожалению, его не получил, но получил медаль «За отвагу». Дмитрий Иванович был шофером. В одном из боев его машину вывел из строя немецкий снаряд, и он был вынужден вступить в схватку. Наши позиции атаковали порядка двенадцати «Тигров», два из которых подбил мой дед, — повествует предприниматель.
В честь деда Владимир Обухов назвал Дмитрием своего сына. Кроме того, что Дмитрий Иванович Обухов просто проявил себя хорошим солдатом, важно еще и другое. Его и его семью несправедливо репрессировали. Кулаком признали, по словам собеседника, только за то, что в семье была маслобойка, и в целом семья жила не бедно. В товарном вагоне, в котором семью везли в Караганду, умерли его старшие дочь и сын. У Дмитрия Ивановича были серьезные причины не любить действовавшую власть. Однако он не перешел на сторону нацистов, как делали некоторые. Видимо, он понимал, что воюет не за власть, а за свою землю и своих родных.
Самую же интересную и самую, пожалуй, трагичную историю рассказала правозащитница Людмила Кузьмина.
У нее участвовали в Великой Отечественной войне отец, который воевал с 1942 по 1945 годы, а потом служил в армии еще три года, и дед, которого призвали в армию из лагеря, где он находился, будучи репрессированным. Но речь пойдет даже не столько о них, сколько о дяде правозащитницы, Василии Филипповиче Кузьмине.
— Он был призван в 1941 году на войну, был в 1942 году ранен и попал в госпиталь в Ташкент, а в конце 1943 года пропал для семьи. Мой отец, его мама, его сестра искали его до 1982 года, делали запросы в архивы. Вот передо мной лежит один ответ Министерства обороны СССР от 1978 года, что «рядовой Кузьмин Василий Филиппович 1922 года рождения пропал без вести в 1943 году, и никаких сведений о его судьбе не имеется». Но в 2017 году я случайно залезла на сайт районной Кошкинской газеты. И вдруг вижу объявление из Украины, что поисковики погибших в Великой Отечественной войне нашли орден Красной звезды, принадлежавший погибшему танкисту. Нашли его недалеко от города Токмак, где было страшное танковое сражение. Орден был расплавлен, но на нем сохранился номер, по которому удалось установить, что орден принадлежал Василию Филипповичу Кузьмину, уроженцу Кошкинского района Куйбышевской области. Кроме этого там были имена его родителей. Поисковики просили откликнуться родных и близких. Увидев это, я позвонила тете, сестре Василия Филипповича, и рассказала ей об объявлении. Архив Министерства обороны подтвердил, что орденом Красной звезды он был награжден в 1942 году. Затем мы написали в представительство России в Украине с просьбой вручить наградную книжку сестре погибшего, которой уже 84 года и которая искала брата всю жизнь. Посол ответил, что не имеет возможности доехать и ничего не может сделать. Мы собирались сами поехать туда, взять хотя бы горсть земли, чтобы положить на могилу его матери, но, к сожалению, вмешался карантин. Мы до сих пор переписываемся с этими поисковиками из Украины и благодарим их.
Такую вот грустную историю поведала нам г-жа Кузьмина.
В заключение хотелось бы привести ее слова о том, что, возможно, является самым главным, что стоит вспомнить в День Победы.
— За гимнастерками и пилотками мы как-то не вспоминаем, что страна была, в общем-то, нищей, отсталой, и победу обеспечила трупами, человеческими жизнями. Мне противно слушать, когда говорят, что выиграл войну Сталин или еще какой-то хрен моржовый. Выиграли вот эти погибшие, которые не любили, не родили, а просто исчезли: сгорели в танках, в окопах, кормили в окопах вшей. Война — это не песенки и не «За Сталина!». Это окоп, вырытый в земле, вши, голод, водка перед боем, это лишения оставшихся в тылу женщин, оставшихся в городах и в селах, которых забрали на заводы и лесоповалы без всяких командировочных в холод и голод. Именно это обеспечило победу.
Сергей Любимов
Комментарии (0)
Оставить комментарий