В городе, где чуть больше года назад сити-менеджером, на радость феминисткам, назначили женщину, где совсем недавно проводили гостей Мундиаля и где за ЖКХ и благоустройство отвечает «опытный», с вечно простуженным голосом чиновник, будто лично в любую погоду устраняющего все аварии, коммунальный рай так и не наступил. Столько предпосылок для современной и комфортной жизни, но… то тут рванёт, то там размоет.

Осень и начало зимы 2018 года были отмечены большим количеством аварий коммунальных и тепловых систем в разных частях Самары. С мелкими происшествиями всё понятно: в большом городе уследить абсолютно за всем физически невозможно. Но почему до сих пор не научились прогнозировать и купировать крупные происшествия?

Традиционное время аварий на коммунальных системах – зима. Летом единственная беда – отключение, под предлогом гидравлических испытаний тепловых сетей, горячей воды. Приводят ли эти испытания и проверки к действительно эффективному результату? Учитывая количество аварий – не ясно.

Те самые гидравлические испытания начались с 16 июня, то есть сразу после окончания Мундиаля и закончились к середине-концу августа. То есть около двух месяцев было у коммунальщиков на испытания, маневры и ремонт – шестая часть года! Немалый срок. Тарифы повышаются регулярно, средства из должников выжимаются всеми доступными средствами. Плюс резко повысили цены на отопление в апреле. Иными словами, времени и денег, кажется, должно хватать. Можно ли было более качественно провести профилактические мероприятия и заранее озаботиться укреплением выявленных ослабленных участков?

Конечно, в некоторых случаях коммунальщики были совершенно не виноваты. Например, 30 октября, когда во время ремонтных работ на Заводском шоссе в районе кольца Кирова крупную водопроводную трубу   дорожные рабочие. Или 19 декабря, когда перестаравшийся технический работник пробурил водопровод на улице Мориса Тореза. Но таких случаев немного. Остальные аварии происходят самопроизвольно вследствие изношенности элементов конструкции, реакции материала труб на резкие перепады температуры и прочих подобных причин.

Вряд ли авария на теплосети 19 января, когда в районе пересечения проспекта Кирова и улицы Стара-Загора остались без отопления в 20-градусный мороз 88 домов, произошла в силу каких-то внешних факторов.

Никаких строительных работ также не велось с 21 на 22 октября, когда в районе пересечения Мориса Тореза и Мяги в яму, образовавшуюся от размытия горячей водой асфальта, угодил автомобиль Daewoo Nexia, для извлечения которого пришлось привлекать спецтехнику. После этого, 16 ноября, произошёл ещё один подобный случай, на пересечении Московского шоссе и улицы Гастелло, но для водителя там всё кончилось куда менее благополучно: мужчина получил ожоги второй степени, пытаясь выбраться из автомобиля.

Самая былинная по размаху тепловая авария ушедшего года, когда 295 домов в Кировском районе на два дня остались без отопления, заставляет серьёзно задуматься о качестве летних гидравлических испытаний. Труба диаметром 400 мм, пролегавшая рядом с 21-м домом по улице Металлистов, из-за которой всё и произошло – достаточно серьёзная деталь, из тех, которые, по идее надо бы проверять с особой тщательностью. И как так получилось, что ослабленный участок не был выявлен?

Куда деваются деньги, выплачиваемые жителями города за услуги теплоэнергетиков и работников ЖКХ? Всё же большинство горожан исправно платят за коммунальные услуги…

Проводится ли модернизация технических средств для тех же гидравлических испытаний? И почему не проводится модернизация самих водопроводных и теплопроводных систем, которые в большинстве своём были проложены ещё во времена застоя и, естественно, изнашиваются.

Причём в Самаре дела с тепловыми системами ещё неплохи. В других городах региона, в частности в Сызрани и Тольятти ситуация становится угрожающей. Причём не по вине граждан. Сызранская МУП ЖЭС задолжала компании «Т-Плюс» 844 миллиона рублей, что привело к вопросам о самой возможности поставки тепла в город. А в Тольятти целый район рискует столкнуться с глобальными перебоями работы отопительных систем из-за того, что вышеупомянутая «Т-Плюс» не пришла к согласию с городской думой.

 Ярослав Любимов