Российские школьники в очередной раз сдали Единый государственный экзамен. 2013 год стал для ЕГЭ практически юбилейным – пять лет назад наша система образования окончательно перешла на тестовую форму экзаменов. С тех пор новая «американо-европейская экзаменационная форма ежегодно доказывает, что в местных условиях неспособна победить не только коррупцию при поступлении в вузы, но и элементарное списывание. Более того, в этом году сдача экзаменов сопровождалась многочисленными коррупционными скандалами, которые, впрочем, так и не привели пока к каким-либо изменениям в системе. Самарские школьники вновь доказали, что могут демонстрировать неплохие знания, умеют ставить крестики в квадратики, а также хитрить и списывать, несмотря на наблюдательную комиссию и даже усилия самого губернатора.
27 июня министерство образования и науки Самарской области на встрече с журналистами отчиталось по результатам ЕГЭ в регионе. Традиционно оптимистичными выводами и наблюдениями с представителями СМИ поделились заместитель министра Лариса Загребова и главный консультант управления по надзору и контролю в сфере образования Светлана Бакулина.
В основной волне ЕГЭ в губернии приняли участие 17 309 школьников, из них 16 259 - выпускники 2013 года. Всего они сдали 56 216 экзаменов. Помимо обязательных русского языка и математики школьники проверяли знания еще по 12 предметам и практически по всем показали рост среднего балла и числа «стобальников». Наибольшую динамику школьники продемонстрировали в сдаче английского языка, подняв средний уровень более чем на 13 баллов - с 63,1 (2012 год) до 76,6 (2013). В прошлом году всего 1 выпускник сдал экзамен по математике на 100 баллов, а в этом году в регионе обнаружилось 27 потенциальных Колмогоровых.
Лариса Загребова объясняет высокие результаты внедрением в региональных школах профильного образования: «По сути дела, профильное образование ориентировано на то, чтобы ребенок имел возможность на углубленном уровне изучать те предметы, которые он потом, по логике, должен выбирать на ЕГЭ и которые необходимы для дальнейшего поступления в учреждение профессионального образования».
Мордовский след в самарском образовании
Высокий уровень ЕГЭ в регионе – это не только повод для гордости со стороны чиновников, но и сфера опасений «высокого начальства». Вот уже год самарское информационное поле не отпускает тему своеобразной образовательной политики, о которой на своей первой пресс-конференции заявлял тогда ещё новый губернатор Самарской области Николай Меркушкин.
Напомним, Николай Иванович, рассказывая о своём опыте руководства Мордовией, поделился секретом, как автономия поддерживает высокий конкурс в собственных вузах. В Мордовии «велась активная борьба, чтобы снизить баллы по ЕГЭ», таким образом правительство не только тормозило отток образованных людей, стремящихся найти лучшую жизнь за пределами аграрного рая, но и обеспечивало местные «альмаматеры» неиссякаемым потоком абитуриентов. Подобные заявления главы региона вызвали обоснованные опасения со стороны представителей самарской общественности. Руководитель самарского регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко направил открытое письмо губернатору, где заявил о недопустимости административного регулирования результатов ЕГЭ, поскольку никаких законных методов влиять на них не существует.
За год губернатор Меркушкин осмотрелся и понял, что Самарская область крайне ревниво относится к собственным научно-образовательным достижениям и потенциалам. Поэтому на следующей своей конференции, прошедшей в июне 2013-го, он пояснил, что год назад имел ввиду совсем другое, что, мол, в Мордовии, а теперь и в Самарской области, он просто не давал школьникам списывать, тщательно контролируя сдачу ЕГЭ.
- В Мордовии никогда не было «стобальников», - то ли с грустью, то ли с гордостью проговорил Меркушкин.
Председатель правительства Республики Мордовия Владимир Сушков в разговоре с корреспондентом Засекин.Ру объяснил отсутствие «стобальников» низким уровнем подготовки учеников, недостаточной компетенцией учителей и несовершенством ЕГЭ. Чиновник рассказал, что в республике неукоснительно соблюдаются все прописанные в законе процедуры сдачи ЕГЭ.
Контролировать, контролировать и ещё раз контролировать
Столь же тщательно проконтролировать ЕГЭ в Самарской области пока, видимо, не удаётся. «Стобальники» в регионе не только ни вывелись, но и преумножились почти вдвое. В этом году 141 экзаменационный тест был сдан на высший результат, а год назад – лишь 77. Тринадцать умников и умниц даже получили 100-балльные результаты по 2 предметам.
И самарские, и мордовские чиновники уверяют, что процедура сдачи экзамена прошла без значительных нарушений. За время проведения экзамена была подана лишь 1 апелляция, касающаяся процедуры, но конфликтная комиссия сочла её необоснованной. Также было подано 729 апелляций по результатам экзаменов, из них 149 было удовлетворено, в 110 случаях балл был повышен.
Кстати, в состав уполномоченных Государственной экзаменационной комиссии Самарской области было включено 14 представителей из Мордовии, они, очевидно, осуществляли наиболее строгий контроль за соблюдением порядка на пунктах проведения ЕГЭ. Полагаем, не без их участия были удалены с экзамена 29 самарских школьников – бедолаги не смогли скрыть от наблюдателей свои шпаргалки и мобильные телефоны. Между прочим, даже наличие при себе «мобильника» во время экзамена является грубым нарушением установленных правил. Попытка сфотографировать бланк с заданием и вовсе грозит лишением права на пересдачу. Двум экзаменовавшимся в Самарской области это, судя по всему, всё-таки удалось. Они опубликовали свои тесты в Интернете, за что результаты их экзаменов были отменены без права повторной сдачи ЕГЭ в этом году.
Хинштейн вышел на след
Публикация в Сети вариантов ЕГЭ стала одним из самых громких, скандально резонансных нарушений, сопровождавших сдачу экзамена в этом году. Бланки с ответами выкладывали в социальных сетях школьники из дальневосточных регионов, где экзамен прошёл на несколько часов раньше, чем начался в центральной России. Скандалы вокруг ЕГЭ побудили на активную интернет-деятельность и депутата Государственной думы от Самарской области Александра Хинштейна. «Единоросс» обратился с письмами в ФСБ и МВД РФ с просьбой провести проверку по факту нарушений при сдаче экзамена. Копии писем Хинштейн разместил на своём сайте. В документах проницательный депутат указал, что «в текущем году сдача выпускниками средних школ ЕГЭ сопровождалась большим количеством скандалов, подрывающих доверие к данной процедуре». Депутат говорил об экзаменационных тестах, доступ к которым осуществлялся за отдельную плату.
«По оценкам экспертов, незаконно распространяемые контрольно-измерительные материалы являются подлинными и, следовательно, могли быть получены от ограниченного круга лиц. В свою очередь, на «горячую линию» Общественной палаты в период сдачи ЕГЭ поступило свыше 4 тысяч жалоб, большинство из которых касаются фактов коррупции», - пишет Хинштейн.
Усмотрев в нарушениях явные признаки коррупционных преступлений, депутат попросил глав силовых ведомств провести проверку соблюдения законности при подготовке к организации ЕГЭ, проанализировать все выявленные нарушения и установить лиц, причастных к распространению контрольных тестов.
В федеральном тренде
Не известно, откликнулись ли силовики на призыв депутата-активиста, но скандалы с ЕГЭ не утихают, продолжают раскрываться новые коррупционные схемы. По всей России была проведена выборочная проверка, которая обнаружила нарушения в 77 процентах высокобалльных работ. Сегодня, 4 июля, стало известно, что в Республике Дагестан после перепроверки были аннулированы более тысячи результатов ЕГЭ-2013.
Как рассказал министр образования Дагестана Артур Далгатов, в республике были перепроверены более четырёх тысяч работ. «Около 550 по биологии, 415 по обществознанию и 116 работ по химии задание «С» мы аннулировали, — заявил он. — Большой процент работ заданий «С» не выполнен, а оценивается в 100 баллов». Чиновник рассказал, что из-за нарушений при сдаче экзамена в Дагестане уволены пять начальников районных управлений образования и восемь директоров школ. Своего поста в ближайшее время лишится и еще один начальник районного управления образования.
Необходимость изменения процедуры сдачи ЕГЭ наконец-то стала очевидна российским властям. В СМИ появились сообщения о том, что в ближайшие годы в методику экзаменирования должны внести серьёзные коррективы. Возможно, в будущем каждый регион будет формировать собственные варианты тестов, а ЕГЭ станут одновременно проводить в масштабах всей страны. Однако эксперты и сами чиновники уверены, что в ближайшее время отладить проведение ЕГЭ вряд ли удастся. Вице-премьер Ольга Голодец в многочисленных интервью заявляла о том, что усовершенствовать систему можно, лишь добившись максимальной открытости и гласности и создав «хорошую атмосферу», «обстановку нетерпимости» к нарушителям.
Пока высокие спикеры работают над «хорошей атмосферой», в России из-за увеличения числа стобалльников резко повысились проходные баллы в вузы. В среднем вступительные баллы по всем направлениям, по сравнению с предыдущим годом, выросли на 5-25 пунктов. Так, для поступления на специальность «Экономика» в ведущих вузах выпускники должны были набрать в сумме по русскому, математике и обществознанию больше 288 баллов, в прошлом году для поступления нужно было 277 баллов. Также резко повысился проходной балл в медицинских вузах, на юридических факультетах и в IT-сфере.
Самарская область в этом году не засветилась в громких скандалах. Региональное министерство образования опубликовало результаты по всем предметам, кроме химии и литературы. Отчётные таблицы, размещённые на сайте ведомства, показывают, что регион вполне вписывается в общероссийскую «положительную динамику» результатов ЕГЭ. Однако остаётся неизвестным, какой процент местных вундеркиндов самостоятельно вскарабкались на свои общеобразовательные вершины.
Елена Вавина
Результаты участников единого государственного экзамена в Самарской области в 2013 году
Средние баллы по предметам:
Предмет |
Средний балл |
|
2013 |
2012 |
|
Русский язык |
66,9 |
64,9 |
Математика |
51,6 |
47,4 |
История |
60,1 |
52,9 |
Биология |
63,8 |
58,9 |
Информатика |
70,0 |
65,5 |
Английский язык |
76,6 |
63,1 |
Немецкий язык |
67,1 |
61,0 |
Французский язык |
73,4 |
67,9 |
Испанский язык |
79,0 |
- |
Физика |
56,9 |
47,2 |
Обществознание |
63,9 |
58,2 |
Химия |
|
|
Литература |
|
|
География |
56 |
57,6 |
Доля участников, не преодолевших минимальную границу по предметам
Предмет |
Доля участников, не преодолевших минимальную границу по предметам |
|
2013 |
2012 |
|
Русский язык |
1,1 % |
1,3 % |
Математика |
8,2 % |
7,6 % |
История |
5,3 % |
9,8 % |
Биология |
3, 8 % |
3,7 % |
Информатика |
5,2 % |
7,3 % |
Английский язык |
0,5 % |
2,7 % |
Немецкий язык |
3,3 % |
2 % |
Французский язык |
- |
2,9% |
Испанский язык |
- |
- |
Физика |
4,8% |
10,8% |
Обществознание |
2,5% |
3,4% |
Химия |
|
5,8 % |
Литература |
|
2,1 % |
География |
14,3 % |
11,4 % |
Категории участников, не преодолевших минимальную границу по обязательным предметам – математика и русский язык
Предмет |
Количество (доля) участников, не преодолевших минимальную границу (от общего числа участников) |
Категории участников, не преодолевших минимальную границу |
||
Количество (доля) выпускников текущего года |
Количество (доля) выпускников НПО, СПО |
Количество (доля) выпускников прошлых лет |
||
Математика |
1329 (8,2 %) |
1137 (86 %) |
126 (9 %) |
66 (5 %) |
Русский язык |
177 (1,1 %) |
147 (83,1 %) |
23 (13 %) |
7 (3,9 %) |
Количество участников, получивших максимальный результат 100 баллов
Предмет |
Количество участников, получивших 100 баллов |
|
2013 |
2012 |
|
Русский язык |
75 |
60 |
Математика |
27 |
1 |
История |
14 |
3 |
Биология |
18 |
1 |
Информатика |
3 |
11 |
Английский язык |
4 |
1 |
Немецкий язык |
- |
- |
Французский язык |
- |
- |
Испанский язык |
- |
- |
Физика |
14 |
- |
Обществознание |
21 |
2 |
Химия |
|
8 |
Литература |
|
10 |
География |
- |
- |
Всего |
176* |
97 |
*- без учёта предметов, по которым ещё не получены результаты
Комментарии (0)
Оставить комментарий