Срез законодательной деятельности Самарской губернской думы показал достаточно любопытную тенденцию 2020 года. Депутаты и иные инициаторы различных законопроектов начали гораздо больше обращать внимание на проблемы и нужды населения области. Стали ли пандемия и экономический кризис причинами смены курса или лишь совпадающими факторами, выгодно «оттеняющими» некоторые моменты — пока не совсем ясно.

Статистика

В течение 2020 года в Самарскую губернскую думу было внесено 158 различных законопроектов. Из них приняли 122 документа, отклонили два, два документа были отозваны инициаторами, а еще 32 остаются в настоящий момент на рассмотрении.

Больше половины законодательных инициатив уходящего года принадлежит непосредственно депутатам Губдумы: 88 документов из 158 зародились в недрах самого регионального парламента. Наибольшую активность в уходящем году проявил комитет по сельскому хозяйству и продовольствию, предложивший 19 инициатив. На втором месте был комитет по законодательству законности, правопорядку и противодействию коррупции, от которого поступило 14 законопроектов. Комитет по местному самоуправлению, комитет по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи, а также комитет по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды разделили третье место, предложив по семь законопроектов.

Из партийных фракций Губдумы единственные, кто проявляли реальную инициативу, были «Единая Россия» и КПРФ. Это, конечно, если не считать, что один документ поступил от «Партии Роста». Из отдельных депутатов активнее всего оказались Алексей Краснов и Михаил Матвеев, оба — представители КПРФ.

Из внедумских источников активнее всего законопроекты традиционно подавало правительство Самарской области — от него исходила 31 инициатива. Следом идет губернатор Самарской области Дмитрий Азаров с 22 законопроектами.

Тенденции года

В этом году законодательная деятельность Губернской думы приняла ярко выраженную тенденцию – законотворчество стало очень социальным. Из 122 приятных законодательных инициатив более 20 касаются социальной поддержки населения разными способами. Это законы о порядке продления социальных выплат, поддержке семей с детьми, повышение прожиточного минимума пенсионеров, о котором не единожды писал «Засекин». В общем, закон о прожиточном минимуме для пенсионеров, который в итоге мужественно подняли почти что 10 тысяч рублей, можно, наверное, назвать лакмусовой бумажкой осведомленности властей о жизни населения и его нуждах. Это отмечали депутаты от КПРФ Алексей Лескин и Михаил Матвеев, подвергшие жесткой критике саму суть формирования прожиточного минимума на территории РФ, и заявившие, что подход к формированию этой категории нужно менять в принципе.

Вносились и принимались законопроекты о бесплатной юридической помощи, о поддержке семей с детьми, об обеспечении отдельных категорий граждан путевками. Однако, и по прожиточному минимуму для пенсионеров, и по тому, что за многие годы стремление к улучшению жизни населения появилась у властей области только сейчас, да и превалирование законопроектах о внешних мерах поддержки говорит о том, что до уровня жизни действительно социально ориентированных европейских государств нам еще далеко.

Особенно понятно это становится при взгляде на принятые законопроекты о бизнесе, инвестициях и налогах. Их за этот год было всего семь. И опять же это не рекомендованное компетентными экономистами радикальное изменение подхода к налогообложению, а лишь поддержка бизнеса. Хотя, конечно, нужно признать, что прогрессивное налогообложение и прочие экономически здоровые тенденции — это вопрос явно не регионального уровня.

Половник дегтя

Принятых законопроектов, касающихся политики, управления регионом и прочих подобных вещей, оказалось относительно немного. Однако среди них есть два, которые говорят очень о многом.

Во-первых это поправки к закону «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области», ситуацию с которым «Засекин» регулярно отслеживал в течение года. Обращение в Конституционный суд на деле закончилось для региональных оппозиционеров еще большим закручиванием гаек, которое формально законно, но фактически выглядит изощренным издевательством как над Конституционным судом, так и над конституционными принципами в целом.

Вторая примечательная история — это отклонение законопроекта депутата Госдумы Михаила Матвеева об отмене доплат к пенсии «варягам» госслужбы из других регионов, из которых основной проблемой является печально известный экс-губернатор Николай Меркушкин. Он в настоящее время получает из бюджета области более 100 тысяч рублей в месяц.

Г-н Матвеев справедливо полагал, что более миллиона рублей в год, которые освободились бы после лишения Меркушкина доплат, можно было бы направить на борьбу с пандемией. Формально чиновникам из других регионов оплаты отменили, но Николай Меркушкин под этот закон не попал. «Ворон ворону глаз не выклюет», — иронизировал тогда Михаил Матвеев.

Все это, увы, как и пакет предновогодних законов из серии «молчать и бояться», да и еще пачка законов, принятых на федеральном уровне в течение года, создает впечатление, что стиль управления государством даже на уровне регионов двигается в сторону авторитаризма, а социальная поддержка – лишь способ вернуть симпатии населения.

Сергей Любимов