Самарец Константин Суриков, возглавлявший самарское отделение Волго-Вятского ГУ Банка России и ГУ Банка России по Самарской области, теперь станет председателем правительства республики Ингушетия. Эту информацию подтверждает помощница главы Ингушетии по информационным вопросам Бэлла Альдиева. На работу его пригласил глава Ингушетии, экс-первый заместитель прокурора Самарской области Махмуд-Али Калиматов. Работа Константину Сурикову предстоит проделать непростую, учитывая политические задачи центра и интересы местных кланов.

 Вопрос о назначении Константина Сурикова на должность председателя правительства республики согласовало сегодня Народное собрание национальной республики на внеочередном заседании, длившемся два часа. Собственно, рассматривать было особо нечего, так как Суриков был единственным претендентом на должность. Но все формальности соблюсти было необходимо. Особенно учитывая, что и Калиматов, и Суриков для республики являются «варягами». Им предстоит руководить республикой, полной как внутренних – межклановых, так и внешних – например, с Чечней – конфликтов.

Прежний глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, возглавлявший республику почти 11 лет, с напряженной ситуацией не справился и предпочёл уйти в отставку. Это при том, что на этот пост в последний раз он был переизбран в прошлом году.

Последней каплей для местных жителей стало подписание между Евкуровым и Кадыровым соглашения об установлении границы между Ингушетией и Чечнёй, в результате которых Игнушетия лишилась части своей территории. Акуии протеста прошли в Сунже, Магасе и Назрани. Была задействована колонна Росгвардии, в городах из-за «мотивированного решения правоохранительных органов» был отключён интернет. Во время и после акций в ингушетии прошла волна арестов гражданских активистов, выступавших против «обмена территориями». Так или иначе, Юнус-Беку Евкурову пришлось уйти.

Махмуд-Али Калиматов был назначен на должность врио главы Ингушетии 26 июня этого года буквально за несколько дней до крайней даты назначения выборов главы республики.

И на выборах 8 сентября 27 депутатов (87%) парламента Республики Ингушетия проголосовали за кандидатуру Махмуда-Али Калиматова, назначив его на пост главы республики.

Тогда же Калиматов сменил представителя исполнительной власти республики в Совете федерации. Вместо Мусы Чилиева пост сенатора занял Мухарбек Барахоев, ранее работавший председателем Сунженского районного совета депутатов. Того самого района, с которого начались протесты о границе с Чеченской республикой.

Было отправлено в отставку правительство. Местные наблюдатели отмечают, что некоторые из назначенцев бывшего главы республики могут не только потерять свои посты, но и рискуют стать фигурантами коррупционных расследований.

В такой напряженной ситуации назначать кого-то из местных главой правительства значило бы обострить войну кланов, которая в более-менее спокойном или «тлеющем» состоянии находится последние десятилетия.

«Варягу» Калиматову понадобился ещё один надежный «варяг». Эту роль и поручено выполнять Константину Сурикову.

Ранее г-н Суриков успел поработать в разных банках и не только в Самарской, но и в Новосибирской, и Томской областях, а также в Москве.

«Я думаю, что определяющим здесь было назначение Калиматова на должность главы республики, а также то, что Калиматов знает Сурикова по работе в Самаре как сильного руководителя, – рассуждает член совета общественной организации «Самара для людей», предприниматель Владимир Обухов. – Какие задачи поставлены перед Константином Юрьевичем я не знаю. Пока на эту тему мы с ним не общались. Но, учитывая экономическое состояние республики, не трудно предположить, что в первую очередь это жесткий контроль расходования федеральных бюджетных средств, и во вторых развитие экономического потенциала республики».

Если продолжать мысль г-на Обухова, к слову, неплохо знакомого с Константином Суриковым, то следует отметить, что за последнее десятилетие в республику были привлечены серьезные инвестиционные ресурсы на строительство разного рода производств в так называемом «технопарке». По оценке заинтересованных наблюдателей, проекты оказались не вполне жизнеспособны и многие площадки простаивают. Рабочие места хотя и созданы, но не востребованы. Критике подвергается территориально-экономическое планирование, из-за отсутствия или специфики которого предприятия оказались вдалеке от населенных пунктов и люди просто не хотят туда ехать за небольшую зарплату.

То есть, Константину Сурикову, как главе правительства, придётся провести ревизию, суметь запустить производства и при этом сохранить равноудалённость местных кланов.

При этом важно избежать нарастания напряженности. Поскольку некоторые специалисты в области безопасности отмечают, что Ингушетия сегодня потенциально «взрывоопасна» и едва ли не готова к вооруженным конфликтам. И возмущение местных активных граждан переделом территории республики и возмущение политикой главы Чечни Рамзана Кадырова в отношении Ингушетии играют в этом вопросе не последнюю роль.

Дмитрий Солнцев, Сергей Любимов