Вчера Самарская губдума расширила штат депутатов, работающих на постоянной основе. Депутат фракции ЛДПР Петр Карайман и депутат от КПРФ Михаил Матвеев присоединились к остальным 14 депутатам из 50, которые получают зарплату из бюджета. Остальные 34 депутата работают на общественных началах, без отрыва от основных мест работы.

Злой Михаил Матвеев – очень неудобный для региональной власти депутат. А депутат, лишенный зарплаты, штата помощников и возможности нормально выполнять депутатскую работу, редко бывает добрым. В случае с Михаилом Матвеевым для областной власти это, по традиции, выливается в громкие публичные акции протеста, резонанс от которых нередко выходит за пределы Самарской области.

Тем не менее, именно сценарий давления чаще всего выбирают самарские губернаторы при определении стиля взаимодействия с оппозицией.

Бывший губернатор Владимир Артяков долгое время пытался подавить любое проявление инакомыслия, в том числе в рядах депутатов. При нём закрывались СМИ, возбуждались дела об экстремизме в отношении общественных активистов и правозащитников, с неудобными политиками боролись административным ресурсом и применением неоднозначных политических технологий.  

Незатейливый, как мокшанский узор, губернатор Николай Меркушкин боролся с политическими оппонентами похожими методами, но без излишней изобретательности.

В частности, чтобы избавится от самостоятельных депутатов на городском уровне была проведена муниципальная реформа, в результате которой были отменены прямые выборы депутатов думы Самары и муниципальный парламент превратился в декоративный орган по одобрению решений, спускаемых из горадминистрации, куда, в свою очередь, их спускали из обладминистрации.

Чтобы не допустить самостоятельности неудобных депутатов областного парламента, под лозунгом «экономии бюджетных средств», были сокращены расходы сначала на помощников депутатов, затем урезаны расходы на канцтовары и прочие расходные материалы, а после – сокращено до минимума количество депутатов, работающих на освобожденной основе. На зарплате остались лишь председатель думы, руководители фракций, некоторых комитетов и баянист Сергей Войтенко, олицетворяющий вершину политических и культурных запросов прежнего руководителя области. Оплачиваемых депутатов стало 14 вместо 32. Парламентарии, работающие с избирателями, занимающиеся законотворческой деятельностью и потому нуждающиеся в штате помощников, «парализовали», лишив насколько это возможно, ресурсов.

Казалось, после этого оппозиция должна «сдуться» и стать совсем незаметной. Однако «модераторы политических процессов» в правительстве Самарской области вместо этого получили ещё более активный оппозиционный настрой. В первую очередь, от депутата фракции КПРФ Михаила Матвеева. При этом именно против него, по мнению наблюдателей, и были в первую очередь направлены «реформы» и «экономия бюджета».

Смена губернатора по началу, кажется, поменяла отношения парламентской оппозиции и областной власти. Заговорили даже о диалоге, но очень быстро диалог начал сворачиваться и формат «вражды» стал преобладать. А оппозиция начала готовить новые акции протеста.

Вчера на своём пленарном заседании губернская дума «неожиданно» увеличила число оплачиваемых депутатов с 14 до 16 человек. До этого на освобожденной основе работали Татьяна Бодрова, Сергей Войтенко, Александр Живайкин,  Андрей Коновалов, Екатерина Кузьмичева, Алексей Лескин, Дмитрий Литвинов, Михаил Маряхин, Андрей Першин, Вера Попова, Виктор Сазонов, Марина Сидухина, Юрий Шевцов и Александр Степанов. Теперь к ним добавились заместитель председателя комитета по строительству Петр Карайман и Михаил Матвеев, ставший так же заместителем председателя комитета по местному самоуправлению.

Зарплата депутата составляет около 60 тыс. рублей в месяц, но со всеми доплатами может превышать 200 тыс. рублей. Приблизительно такие денежные компенсации получают, например, руководители фракций Самарской губернской думы. В общей сложности расходы на содержание думы в 2018 году запланированы в размере около 321 млн рублей.

Стоит отметить, что возвращение зарплаты депутату Матвееву вряд ли можно считать «покупкой его лояльности» со стороны обладминистрации. Однако не исключено, что это можно рассматривать как сигнал готовности к конструктивному диалогу со стороны региональных властей, долгое время предпочитавших политику «давления» и «перекрывания кислорода».

Максим Уэбер