Сюрпризов, которых так ждали от праймериз «Единой России» в Самарской области, ожидаемо не случилось. Результаты, по сути, декоративной процедуры вряд ли могут кого-то удивить, учитывая, что политические и кадровые решения в регионе принимаются в кабинетах областного правительства. Парадоксально, но даже представителей системной, условно говоря, оппозиции это вполне устраивает. Именно принимаемые сейчас кулуарные решения готовят почву для перетасовки политических карт в Самарской области. По неофициальной информации, в качестве «крупье» выступает не губернатор или какая-то группа его советников, а единственный вице-губернатор Дмитрий Овчинников. Человек, казалось бы, не сложный, но с непростой системой отношений со многими политическими и бизнес-игроками.
Новые правила. С блэк-джеком и…
От многих политтехнологов и политических консультантов можно слышать о необходимости «согласовывать» кандидатов на выборах в Государственную и даже Самарскую губернскую думы, если у политика есть планы на победу, а не только на участие. Разговоры, в общем-то, обычные. Но если раньше речь, в первую очередь, шла о согласовании кандидатов, намеренных идти от партии «Единая Россия», прикрываясь именами президента и губернаторов, то теперь ситуация усугубилась: о необходимости получения высочайшего разрешения теперь говорят уже и в отношении партий, именуемых «оппозиционными». Причём не только на федеральном, но и на региональном, и даже местном уровнях. Фдеральное согласование, по данным политтехнологов, проходят в администрации президента, а остальные – в правительствах регионов.
«Не надо обольщаться из-за «новых правил игры» с непарламентскими партиями», - говорит один столичный политтехнолог, пользующийся репутацией «решалы». – Согласовываться надо даже если от оппозиции вроде «Яблока» кандидат пойдёт, чтобы «случайных» людей в Госдуме не было».
По его словам, Кремль принял модель будущего состава Госдумы, в которой будет не четыре партии, как сейчас, а намного больше. «Яблоко», «Родина», «Партия роста» и другие получат свои мандаты в федеральном парламенте. По чуть-чуть. Но формально, если в Госдуме будет около 10 партий, о притеснении оппозиции будет говорить сложнее. Ведь не исключено, что даже «Парнасу» «позволят» провести одного или двух депутатов. «В этом, строго говоря, ничего страшного нет, если в оппозиции проверенные бойцы с «правильными объективками», - рассуждает специалист по выборам, работающий в настоящее время с партией «Родина» на выборах в Госдуму. Его слова подтверждаются и на местах.
Четыре партийные колоды
«В каждом регионе у губернаторов есть свои уполномоченные лица, либо отдельный человек, который координирует процессы, связанные с проведением праймериз «Единой России», отбором будущих депутатов от партии власти и, по возможности, работающий с оппозицией», - говорит другой политтехнолог, занимающийся выборами по всей России последние 17 лет.
На сегодняшний день таким «уполномоченным» по партиям и оппозиции в Самарской области считается вице-губернатор, экс-министр образования Дмитрий Овчинников. Именно он проводит регулярные встречи с руководством парламентской оппозиции, решая не только серьёзные политические вопросы, но даже порядок партийных колонн на первомайском митинге и очередность возложения венков к Вечному огню 8 мая. Но этим вмешательство в деятельность парламентской, условно говоря, оппозиции со стороны исполнительной власти не ограничивается.
Рассказывают о ситуациях, когда партии стремятся согласовать свои законодательные инициативы с самарским Белым домом. В частности, региональный законопроект «О продовольственной безопасности», был внесен эсером Михаилом Маряхиным на рассмотрение областного парламента только после публичного одобрения со стороны губернатора Николая Меркушкина. Впрочем, он всё-равно не был принят.
Как сообщали ранее Засекин.Ру источники в руководстве областными отделениями КПРФ, ЛДПР и СР, рекомендации по желательным и нежелательным кандидатам постоянно поступали и на выборах в Тольяттинскую городскую думу в 2013 году, и на выборах в райсоветы в 2015 году, и сейчас, в преддверии выборов в Государственную думу. В отдельных случаях некоторым самарским партийным лидерам, якобы, предлагают даже «подобрать спонсора» для проведения той или иной избирательной кампании. Ведь губернатору, набирающему более 91% на выборах, нужно кого-то победить, чтобы выборы хоть чем-то напоминали настоящие…
В итоге, на сегодняшний день, по оценкам наблюдателей, КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию», а также «Родину» в Самарской области вряд ли можно считать сколь-нибудь самостоятельными и тем более оппозиционными силами. По крайней мере, на уровне Самарской области между «парламентской оппозицией» и облправительством достигнута гармония. Она, возможно, не устраивает рядовых партийцев, но не партийных боссов, находящихся на прямой связи… если не с Меркушкиным, то с Овчинниковым. Из этого круга выпадают разве что беспартийный депутат губдумы от фракции КПРФ Михаил Матвеев, да реготделение «Гражданской платформы», но в целом картину это не меняет…
Карточный домик
Интерес вызывает фигура «куратора» оппозиционных партий от самарского «Белого дома». Кто является бенефициаром пасьянса, раскладываемого в кабинете вице-губернатора Самарской области Дмитрия Овчинникова? Очевидный ответ – «Единая Россия». Но в самой партии власти сейчас идут внутренние процессы, которые, по информации Засекин.Ру, могут привести к смене секретаря областной организации еще до сентябрьских выборов.
В качестве наиболее вероятной фигуры, которая может возглавить самарских единороссов, называют опять же креатуру Дмитрия Овчинникова – заместителя областного министра образования Надежду Колесникову.
Иными словами, один человек сконцентрировал в своих руках влияние над региональными отделениями партий парламентской оппозиции, «Родины», отчасти «Партии роста» и вот-вот получит контроль над «Единой Россией».
Эксперты и наблюдатели не могут однозначно определить степень ангажированности Дмитрия Овчинникова тем или иным бизнес-группам.
Есть мнение, что, будучи главой администрации губернатора, Овчинников «по умолчанию» является «человеком Меркушкина». Губернатор, якобы, ему доверяет и, в случае чего, мог бы снять его с должности. Если принять эту версию, то конечным бенефициаром действий вице-губернатора по координации политических процессов является губернатор Николай Меркушкин. Однако способность Меркушкина избавляться от неудобных для него министров вызывает сомнения. Среди неудобных Меркушкину членов его команды называли министра имущественных отношений Юлию Степнову, министра строительства Алексея Гришина, министра экономического развития Александра Кобенко и других. С кем-то из них Меркушкин смог распрощаться спустя 3-4 года, с кем-то работает и поныне. То есть, губернатор не так уж свободен в кадровых решениях. Особенно, когда речь идет о министрах, пользующихся репутацией «ставленников финансово-промышленных групп (ФПГ)».
Когда говорят о ФПГ в Самаре, то, как правило, имеют ввиду группы «Волгапромгаз» (ВПГ) и «Ростех» (РТ). С обеими этими группами Дмитрия Овчинникова связывали неофициальные отношения. Формально почти вся биография вице-губернатора – это путь чиновника. Как вспоминают бывшие коллеги Овчинникова, с ВПГ его свела судьба в бытность заместителем руководителя департамента образования и науки Самарской области, а позже руководителем Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области. Дмитрий Овчинников тогда работал под началом реформатора Ефима Когана. Политика тогдашнего губернатора Константина Титова (время правления которого Николай Меркушкин сегодня почему-то называет «бандитским») строилась на принципе равноудалённости ФПГ от власти. Кто-то называл её равноприближенностью. Бизнес-структуры, связанные тогда с ВПГ, как принято считать, имели определенные интересы в освоении бюджетов разных ведомств. Говорили о контрактах на ремонты городских и сельских школ, централизованные поставки оборудования для интернет-классов, организации питания и т.д. Одним из лояльных бизнесу чиновников в департаменте образования был, якобы, Дмитрий Овчинников.
Связь с Ростехнологиями у нынешнего «куратора» политических процессов могла появиться после назначения его в правительство Самарской области при губернаторе Владимире Артякове. Тогда у него начался резкий карьерный взлет: с должности вице-мэра Новокуйбышевска по социальным вопросам в 2007 году он внезапно стал министром образования региона.
Новокуйбышевская часть биографии – это отдельная история. Главой этого небольшого города тогда был нынешний председатель правительства Самарской области Александр Нефедов. И его самого, и членов его команды называли людьми, ангажированными богатейшему россиянину, выходцу из Новокуйбышевска, главе группы НОВАТЭК Леониду Михельсону.
У Михельсона по-прежнему есть бизнес-интересы в Самарской области. И в этом смысле он заинтересован не меньше других игроков в контроле над политической ситуацией в регионе. И, не исключено, в лоббировании своего кандидата на место губернатора Самарской области. В качестве кандидатов «от Михельсона» на кресло губернатора Самарской области называют председателя правительства региона Адександра Нефедова и самого Дмитрия Овчинникова.
Ставки сделаны
Контроль над реготделением «Единой России» и над большинством оппозиционных сил в области должен стать серьёзным подспорьем для продвижения нужного кандидата в губернаторы и согласования его кандидатуры в Кремле. Именно потому вопрос связей и отношений Дмитрия Овчинникова является ключевым.
Собственно, «свои» кандидаты в губернаторы есть у каждого из игроков в Самарской области.
Так, Николай Меркушкин заинтересован в сохранении собственного положения до конца срока и почётном уходе на пенсию без скандалов, уголовных дел, арестов и конфискаций. Социально-политическая стабильность в регионе ему для этого нужна как воздух. И от того, как будет вести себя оппозиция, да и реготделение «Единой России» зависит немало.
В качестве наиболее вероятного кандидата от группы «Ростех» эксперты называют депутата Госдумы, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева. В этой конфигурации вряд ли стоит ожидать особой конфликтности со стороны оппозиции в отношении власти, но некоторые акценты всё же могут быть сделаны. В данном случае важно, чтобы не было стимуляции протестов на АвтоВАЗе, который контролируется французскими собственниками совместно с Ростехом.
Кандидат в губернаторы от «Волгапромгаза» в Самаре хорошо известен. Это сенатор от Самарской области, последний избранный мэр Самары Дмитрий Азаров. Если Дмитрий Овчинников негласно работает в связке с партнерами от ВПГ, то его «кураторство» оппозиции и ЕР будет направленно на создание наиболее благоприятных для назначения Азарова преемником Меркушкина.
Отметим, Дмитрий Овчинников курировал все последние выборные кампании в Самарской области, включая выборы Тольяттинской гордумы, губернатора и органов МСУ в 2015 году. И, учитывая персоналии, которые шли под брендом «команда губернатора», сложно с уверенностью говорить, что это люди именно Меркушкина, а не соперничающих с ним бизнес-структур.
Далеко не факт, что Овчинников, так сказать, «играет в одни ворота». Ведь помимо Меркушкина есть близкие ему НОВАТЭК, РТ и ВПГ. Вице-губернатору вполне может показаться, что именно он раздает карты в текущей политической игре.
Максим УЭБЕР
Комментарии (4)
Главное чтобы в конец не заигрались!
Не смешно насчёт Азарова. Давай лутче рекламу, как бросить курить.
Не смешно, а вполне реально, к большому сожалению.
Коммунисты России-вполне самостоятельная партия в Самарском регионе.