Николай Меркушкин внёс в Губернскую думу проект закона об изменении бюджета Самарской области на 2014-2015 годы, в котором, в частности, предлагается дополнительно изыскать уже в этом году средства «на возмещение произведённых компенсационных выплат при сложении полномочий регионального Уполномоченного по правам человека Ирины Скуповой и увольнении руководителя аппарата уполномоченного в размере 2 миллионов 74 тысячи рублей». Профильный комитет Губдумы уже одобрил эти изменения. Однако бывшего Уполномоченного по правам человека Ирину Скупову информация об этом, мягко говоря, очень удивила. По её словам, все компенсационные выплаты по данной статье своевременно осуществлены в рамках утверждённой сметы и нет ни малейшей необходимости в связи с этим выделять дополнительные средства. Параллельно в распоряжении «Засекина» оказались копии двух писем нового регионального Уполномоченного по правам человека Ольги Гальцовой к министру управления финансами Самарской области Сергею Кандееву. В них она просит министра разрешить ей ради обеспечения полномочий уже нового омбудсмена перераспределить 500 тысяч рублей на статью «Заработная плата» и 270 тысяч рублей - на статью «Увеличение стоимости основных средств» для закупки оргтехники.

Начальник Главного экспертно-аналитического управления аппарата Федерального уполномоченного по правам человека в РФ, в 2004-2014 гг. Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова прокомментировала для «Засекина» сложившуюся ситуацию:

 

- Я с удивлением узнала из СМИ, что, оказывается, поправки в областной бюджет на 2014 год вносятся в целях компенсации произведенных мне выплат при увольнении, да ещё  в размере 2 миллионов рублей.

Выплаты, действительно, произведены, причём всем сотрудникам аппарата, которые по закону были обязаны сложить полномочия одновременно со мной. Выплаты также произведены ещё трем сотрудникам аппарата, которые уволились. При этом смета аппарата Уполномоченного по правам человека на 2014 год была вполне достаточной и для выплат, и для обеспечения фонда оплаты труда на последующий период, и на обеспечение текущей деятельности.

Финансовое планирование (а оно было сделано до конца 2014 года с учетом сложения полномочий), а также неизбежно возникающая экономия средств за счёт оплаты больничных из фонда социального страхования, позволяли безболезненно сохранить объёмы заработной платы и новому Уполномоченному по правам человека, и сотрудникам аппарата, а также гарантировать транспортное обеспечение, содержание и обслуживание помещений и т.п.

Мы дважды проходили через этот процесс – в 2004 и в 2009 годах, производили все положенные выплаты, и у меня никогда не возникало даже мысли, что по этим мотивам можно истребовать дополнительные бюджетные деньги. Для этого есть механизм постатейного перераспределения денег внутри сметы.

Другое дело, что возможно нового Уполномоченного – Гальцову Ольгу Дмитриевну – не устраивают объёмы финансирования в целом, и у неё существуют иные запросы на размер заработной платы, класс служебной машины, помещения и т.д. Но даже это вполне можно было обеспечить, начиная с 2015 года. Тот факт, что в качестве обоснования были приведены начисления при увольнении, скорее свидетельствует о невозможности иных мотивов увеличения финансирования аппарата, которое, по сравнению с рядом субъектов, выглядит вполне достойно.

Я обеими руками «за», если финансирование аппарата будет увеличено, но при этом недопустимо прикрываться выплатами. Они никоим образом не повлияли на стабильность финансового обеспечения деятельности до конца года – мы делали все расчеты принципиально из этих соображений. Другое дело, что после 23 сентября (вступления О.Д.Гальцовой в должность)  расходы на содержание Уполномоченного и аппарата стали существенно расти: выросла заработная плата, на вакантные должности назначались сотрудники с высоким денежным содержанием, сэкономленные средства направляются на закупку оргтехники, что не является первоочередными затратами, показывается явно заниженный расчет экономии по 213 статье (отчисления). Думаю, прежде чем выделять деньги по подобным формулировкам, стоит сравнить среднемесячные расходы в период с января по сентябрь 2014 года и расходы, последовавшие после 23 сентября 2014 г., явно не укладывающиеся в смету.

Параллельно выпрашивается новое помещение под предлогом его несоответствия требованиям к государственным учреждениям. Здесь можно только предложить тем, кто ещё не был в аппарате, ознакомиться с «ужасным» состоянием помещений по адресам: Маяковского, 20 и ул. Ст. Разина, 174.

Хотелось бы считать происходящее некоторым недоразумением, потому что если Губернатор, Минфин и депутаты преднамеренно вводились в заблуждение, то это называется уже иначе.

К сожалению, я в силу занятости в последние дни, смогла ознакомиться с удивительной информацией только в воскресенье, 7 декабря. При этом 5 и 6 декабря мы общались с Ольгой Дмитриевной в Москве, вместе порадовались дополнительному финансированию, но о его основаниях я не была поставлена в известность.

 

Подготовил Глеб Райт