Дмитрий Азаров уже никогда не станет главой Самары, при котором приняли новые ПЗЗ. Направленный «под занавес» его правления в гордуму документ встретил там неожиданные (а на самом деле весьма предсказуемые) препятствия. Так что решать проблему согласования этого «непростого» проекта с депутатами будет уже новый состав городской администрации.

 

Дурной сглаз

Ныне действующие самарские правила застройки – документ просто таки роковой, а в чем-то даже мистический. С 2001 года попытки во всем остальном практически всемогущих в России чиновников их изменить до сих пор терпели фиаско.

Ближе всех к заветной цели подобралась администрация Виктора Тархова, целых три года, с 2007-го по 2010-й, готовившая новые ПЗЗ и сумевшая таки протащить их через публичные слушания и городскую думу в июле 2010 года. Но, как говорится в известном выражении, не прошло и года – весной 2011-го эти правила были отменены областным судом по иску (точнее, по кассационной жалобе, поданной после решения Ленинского районного суда) губернского Минстроя. Формальной причиной стало то, что администрация города не учла пожелания по поводу объектов регионального значения. За кулисами же «большой политики» говорили о том, что в преддверии выборов в 2010 году Тархов сотоварищи «расплачивались» резервированием спорных участков в пользу тех, кто обещал им помощь и содействие.

А если уж продолжать проводить аналогии между «старыми новыми» ПЗЗ образца 2010 года и «нынешними новыми», то вот, например, претензии, которые эколог Сергей Симак (много критических стрел метнувший и в проект, отложенный на днях в гордуме) высказывал четыре года назад: «Мы активно выступали против самой процедуры слушаний, когда людей практически обманули, не предоставив им информации о проекте ПЗЗ, без чего участие в слушаниях превращается в фарс. Люди обсуждают то, что не имели возможности обсудить. Покупка голосов студентов — достаточно обычная практика в Самаре. Мы уже сталкивались с этим на других публичных слушаниях. В совокупности при принятии этих ПЗЗ городу может быть нанесен огромный ущерб».

Сколько времени прошло, но, согласитесь, – как злободневно звучит?..

 

Не готовы друг для друга

Но вот, казалось бы, наступил «день Х». «Засекин» неоднократно и подробно писал о том, как уже администрация Дмитрия Азарова с конца 2013 года в таком же «силовом ключе» протаскивала проект обновленных ПЗЗ сперва через процедуры публичных слушаний, а потом – через «согласования» с теми, кто высказал серьезные замечания.

Причем проявляя завидные стойкость и упорство в том, чтобы не включать в проект практически никаких изменений, на которых настаивали общественники. Вице-мэр Виктор Кудряшов сам себя изобличал в публичных выступлениях, говоря сперва о «более чем 500 поступивших на рассмотрение поправках», а потом о том, что проект перед обсуждением в мэрии «не претерпел почти никаких изменений». Обсуждение прошло «на ура» – никто даже для виду не попытался изобразить дискуссию, и после дружного «одобрям-с!» в начале сентября ПЗЗ поступили в Самарскую гордуму – последнюю инстанцию, отделявшую нынешнее их существование в статусе проекта от статуса вступившего в силу регулирующего документа.

Но тут снова вмешалась… большая политика. Мэр Азаров внезапно оказался кандидатом (и весьма проходным) в сенаторы с обязательной заменой на (как быстро выяснилось) сити-менеджера, фактически управляемого областным правительством. То есть, в Самаре назревала (и к данному моменту уже практически свершилась) не просто смена власти, а «смена вех» – ориентиры, компасы и прочие флюгеры повернулись в сторону губернского «Белого дома» как основного ныне «подателя благ» в Самаре.

И естественно, что депутаты, и по определению, и по сути своей очень чувствительные к тому, откуда дуют «властные ветры», внезапно поняли, что «вот здесь и сейчас» принять новые ПЗЗ просто не в состоянии. Героем случившегося 6 октября в гордуме стал небезызвестный своей прошлой «коммунальной деятельностью» Сергей Алёхин, обрушившийся на проект с критикой на заседании возглавляемого им комитета по строительству: «Мы коллегиально пришли к выводу, что на сегодняшний день мы не должны этим ПЗЗ давать дорогу. Будем их перерабатывать».

Окончательно ломать дрова депутаты всё же дипломатично не стали, пообещав, что до конца 2014 года документ может быть снова рассмотрен, и даже принят. Но тот же Алёхин сурово добавил: «Не факт, что этот срок не будет сдвинут. Потому что концептуально эти правила пока вразрез с интересами жителей».

В общем, парламентарии и новые ПЗЗ оказались пока «не готовы друг для друга»…

 

Лесник или садовник?

Однако, по моему скромному мнению, двигали самарскими депутатами в первую очередь не думы об интересах горожан. Об истинных мотивах их действий обмолвился один из членов комитета по строительству Минахмет Халиулов, который «предполагает, что в дальнейшем принятие новых ПЗЗ могут и вовсе отложить на неопределенный срок в связи со сменой главы города и появлением сити-менеджера».

Вот они, главные слова – в Самаре поменялась власть. Точнее, меняется – нет ещё ясности ни по фигуре номинального главы города, который должен быть избран из рядов депутатов гордумы, ни по кандидатуре сити-менеджера. А пока нет «начальства» – нет и ответа на вопрос о том, какую позицию оно займет по поводу новых ПЗЗ. Будет ли это лесник, который «пришел и всех выгнал», или садовник, который хочет, чтобы «цвели все цветы», или ещё кто-то…

Ясно лишь одно – как только эти люди появятся на своих постах, вопрос будет решен очень быстро. Сказано же – «до конца года». Не будет же губернатор тянуть с назначениями до зимы…

 

Дмитрий Копалиани