Многие эксперты (не говоря уже об «экспертах») заметили, что почти сразу за оглашением «списка Меркушкина», в который не попал действующий член Совета Федерации Константин Титов, областные «флагманы СМИ» разразились материалами о том, что «члены семьи Титовых» могут быть подвергнуты едва ли не уголовному преследованию. Впрочем, скорее всего, это не спланированная кампания, а «эффект снятия табу».

 

Мавр сделал свои дела

Итак, если (вдруг!) Николай Меркушкин победит на выборах губернатора в сентябре, сенатором от областного правительства станет либо Дмитрий Азаров, либо Виктор Герасименко, либо Игорь Станкевич. И пока даже не так важно, кто им станет на самом деле – в любом случае, абсолютно ясно, что им перестанет быть Константин Титов. Политическая карьера первого самарского губернатора даже если и продолжится (в интервью и комментариях он, естественно, туманно намекает на необходимую передышку и «имеющиеся предложения»), то уже точно не будет связана с Самарской областью.

В свое время кресло сенатора стало «компенсацией» Титову за уход из губернии, очистивший «главное место» для Владимира Артякова. И с тех пор областное правительство «джентльменское соглашение» свято соблюдало – ни оно экс-главу не трогало, ни он его. Примерно так же вели себя «флагманы СМИ», чутко улавливающие «генеральную линию партии» – изредка появлялись комментарии или интервью с Титовым, но их содержание по большей части касалось «преданий старины седой» и весьма мало – текущего момента. И так продолжалось даже первые два года губернаторства Меркушкина, который, естественно, никакими соглашениями – простыми ли, джентльменскими ли – с Титовым связан не был.

Однако чуткие уши «придворных летописцев» где-то примерно в нынешнем, 2014 году, начали замечать нотки раздражения в выступлениях Меркушкина, когда он касался «преданий старины»: дескать, понастроили в своё время «рыбералы» всякого, что теперь приходится переделывать, а еще больше благоприятных возможностей поупускали. Последнее (кажется) по времени подобное «ассаже» случилось в начале июля, когда губернатор нынешний общался с «избранными блогерами» и, в числе прочего, заметил, «что экономика области в период нахождения «либерала» Титова у власти недополучила в основные фонды до 600 миллиардов рублей. В результате этого либерализма, полагает Меркушкин, «в регионе самое высокое в стране социальное неравенство и чрезвычайно распространены туберкулёз и СПИД».

Впрочем, по скромному мнению автора, «изгнание» Титова из Совета Федерации случилось не от того, что у Меркушкина «открылись глаза» – в конце концов, в те времена, когда «упускались возможности», в том же Совфеде главы Самарской области и Мордовии были в весьма приятельских отношениях. Просто, с одной стороны, Титов даже теоретически на своем посту перестал быть хоть сколько-нибудь полезен, а с другой, сия синекура понадобилась для нужд «практической политики» (если верны слухи о том, что кресло займет-таки Дмитрий Азаров, освободив, в свою очередь, важный и нужный пост главы Самары). Ну а раздражение на «воспитанное при Титове» весьма независимое поведение глав МСУ, мешающее ныне Меркушкину их «строить и струнить» – это, конечно, чувство искреннее, но вряд ли настолько глубокое.

 

Внезапно проблемное семейство

В понедельник появились сообщения в СМИ о том, что один из руководителей банковской группы «Лайф», управляющей ныне в числе своих многочисленных активов и самарским банком «Солидарность», Александр Железняк подал иск против «членов семьи» сына экс-губернатора и бывшего владельца «Солидарности» Алексея Титова.

По весьма еще несфокусированным сведениям (фигуранты дело комментировать не спешат), Железняк (являющийся ныне председателем совета директоров «Солидарности») добивается взыскания задолженности по кредиту с жены своего предшественника – Лилии Титовой, а также «членов его семьи» - экс-министра природных ресурсов Самарской области Александра Федорова и его жены Юлии. Также банк потребовал заложенное имущество «родственников» – дом и квартиру.

Естественно, велик соблазн связать воедино два события – отставку Титова-старшего с поста сенатора и иск против «родственников» Титова-младшего. Но «ларчик» в данном случае, ИМХО, открывается хоть и просто, но с иного конца – трения в «Солидарности» между старым и новым руководством начались еще до того, как над Константином Титовым сгустились политические тучи. Ещё в июне стало известно о намерениях банка судиться с крупными должниками, «близкими» к Алексею Титову – ООО «Мегатейк» и ООО «Метеор».

Что же до семейства Федоровых, то за последние лет 7-10 оно почти перманентно находилось в состоянии имущественных разбирательств с кем-либо – даже будучи областным министром, в 2007 году Александр Федоров проигрывал дела о выплатах по долговым распискам. А в 2008-2012 годах принадлежащие ему и его жене Юлии компании «Сиблес» и «Инвестком» были ответчиками по нескольким искам в арбитраже.

 

Круговращение родственников в природе

Просто до сего дня никто из журналистов особо не распространялся о том, что Федоровы – чьи-то родственники, да и о Лилии Титовой в связи с «разборками» внутри «Солидарности» не писали, ограничиваясь фигурой её супруга. Ну так это-то у нас вполне обычное дело – пока люди занимают ответственные государственные посты, СМИ (особенно региональные, и особенно тех регионов, в которых они посты занимают) не очень любят писать о «родственном бизнесе».

Так, например, было и с Дмитрием Артяковым, о существовании и (немалом, надо сказать) бизнесе которого большинство читателей в Самарской губернии узнали (и до сих пор узнают) совсем недавно, и с его «лепшим другом» Сергеем Мамедовым, внезапно ставшим таким крупным самарским политиком, что смог выбраться сенатором от Самарской губдумы. Кстати, и до сих пор им благополучно является, хотя в мае сего года (к слову!) «прошла инфа» о том, что Мамедов может сменить «самарскую прописку» в Совфеде на представительство от Крыма.

Закономерно, что и «родственники» Титова тоже «всплыли» нынче в разоблачительных материалах. Это не чья-то «команда фас», это просто «эффект снятия табу». Теперь можно. Ну помните, как в «Маугли»: «Ты такой же, как и мы! Ты такой же – только голый!..»…

Дмитрий Копалиани