Как сказал бы Марк Твен, слухи о поддержке Николаем Меркушкиным и региональным отделением «Единой России» кандидатуры Ольги Гальцовой на пост Уполномоченного по правам человека в Самарской области оказались сильно преувеличенными. Достаточно информированный источник «Засекина» в администрации врио губернатора заверяет, что подобного решения опытный и прагматичный Меркушкин не принимал. Со своим кандидатом он определится самостоятельно. С учётом мнения крупных кремлёвских игроков. И не раньше ближайшего понедельника.

Однако сигаретного дыма без огня зажигалки не бывает. Впрочем, концепированный автор идеи о том, что Ирину Скупову обязательно сменит госпожа Гальцова, не курит, бегает на лыжах и, несмотря на свои невероятно почётные регалии, играет на гармошке. Поэтому совсем не ради того, чтобы окончательно запутать ситуацию, сразу несколько аппаратных сотрудников фракций Губернской думы сообщили нашему изданию, что согласованным кандидатом от власти как таковой и от партии власти в частности станет экс-руководитель областной регистрационной палаты и экс-депутат Госдумы, а с недавних пор амбициозный нотариус Ольга Дмитриевна Гальцова. Она, якобы, уже корректирует даты, когда намерена встретиться с депутатскими фракциями.

Большой любитель вокально-инструментальной самодеятельности и великой русской культуры Виктор Фёдорович Сазонов, возможно, так и считает. И пытается ненавязчиво, интеллигентно, как умеют только генералы внутренней службы и уважаемые руководители больших коллективов, следящих за гуманным исполнением наказания, убедить в этом окружающую думскую среду. И не только думскую. 

Правда, вряд ли уважаемый и добрый Виктор Фёдорович может быть хоть в малейшей степени виноватым в распространении слухов или, не дай-то бог, и вовсе дезинформации. Бессменный спикер на протяжении последних трёх созывов, с искренним энтузиазмом отпраздновавший вчера в театре оперы и балета 20-летний юбилей регионального парламента, человек простой, совестливый и благодарный. Он, конечно, понимает, что и так получил от Николая Ивановича Меркушкина больше, чем можно просить. Его, можно сказать, вписали в историю, его, обычного мастера спорта СССР по лёгкой атлетике, рядового советского генерала ГУИН сделали не кем-нибудь, а почётным гражданином Самарской области. Но разве может бывший коммунист и нынешний истовый православный христианин не помнить тех, кому он обязан сегодняшним положением, почётом и заслуженным уважением. Разве может, скажите? Чего молчите? Отвечайте! Разве может?! Вот и я говорю, что нет, не может.

Не ручаюсь за фактологическую точность, но знаю, что косноязычного, старательного и скромного начальника ГУИН превратила в крупного государственного и законодательного деятеля, буквально в третьего человека губернии, научив его говорить, думать и склоняться к взаимовыгодным компромиссам, ни кто иной, как Ольга Гальцова. Женщина сильная, властная, упрямая, деловая, с мужским характером и широкими связями. Это она, бросив в своё время Константина Алексеевича Титова, сотворила этого человека, это человечище, без которого уже невозможно представить региональный парламентаризм и который научился делать своё большое спикерское дело, не наступая на головы товарищей и спины политических конкурентов. Так что же удивительного в том, что Ольга Дмитриевна Гальцова имеет серьёзное влияние на благородного почётного гражданина? Как там поётся в одной советской песенке,  «я его слепила из того, что было»...

Конечно, в ответ на это, если уж мы вспомнили великую русскую культуру и театр оперы и балета, должна прозвучать лишь одна ария. Ария Владимира Ленского из шедевра Петра Ильича Чайковского:  «Я люблю вас, Ольга, я люблю вас, Ольга!». Естественно, как друга и товарища.

Зачем самой Гальцовой хлопотный пост Уполномоченного по правам человека? Не спрашивайте, не спрашивайте зачем...

У склонных к травматически подробному наблюдению за аппаратными играми и схватками под ковром наверняка остались в памяти события прошлогоднего июля, когда не на жизнь, а на смерть схватились две чрезвычайно приятные во всех отношениях дамы - председатель областной Нотариальной палаты Галина Николаева и нотариус Ольга Гальцова. Происходившее на выборах нового главного нотариуса губернии тоже описывается исключительно пушкинским языком. «Сколько их! Куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают?»...

В конце концов Гальцовой не хватило для победы требуемого нотариальным уставом стажа работы, а Галине Николаевой, наоборот, хватило смелости обратиться к Николаю Меркушкину и закончить нежданно-негаданно разразившийся шабаш сохранением своего поста.

А вот посту Уполномоченного по правам человека практически идеально соответствует Ирина Скупова. И карманной её не назовёшь, и буйной не поименуешь. Образована, демократична. Хорошо знает, что такое права человека, пусть и в сложившихся обстоятельствах иногда чисто теоретически. Пользуется симпатией оппозиционно-интеллектуальной общественности и при этом предельно корректна и внимательна к задачам и запросам различных ветвей власти. По-европейски элегантная и по-российски миролюбивая. Если бы не казак Сивиркин, можно было бы сказать, что она нашла общий язык со всеми, с кем это было необходимо для её работы. Но... десять лет пролетели, как объятья твои, и пора выходить на дорогу...

Официально в качестве кандидатов на пост регионального омбудсмена уже зафиксированы три солидных усатых человека. Почётный адвокат РФ, майор запаса, бывший прокурорский работник и один из самых успешных адвокатов губернии Александр Паулов, побывавший в руководстве большинства либерально-оппозиционных реготделений и при этом оставшийся большим патриотом, с восторгом принявшим присоединение Крыма. Вторым претендентом стал эффективный бизнесмен, депутат Губдумы и с недавних пор секретарь обкома КПРФ по идеологии Сергей Ракитин. Оба патриотически настроенных претендента, к сожалению, в собственно правозащитной деятельности замечены не были. И, перефразируя другого классика, а именно Дмитрия Александровича Пригова, хоть и Ракитин поприятнее, а всё ж Паулов поопрятнее, пускай Паулов победит. Правда, в этом месте появляется третий претендент - бывший редактор «Новой газеты в Самаре», друг Дмитрия Муратова, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] правозащитный журналист и действующий редактор портала «Парк Гагарина» [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]Сергей Курт-Аджиев. Он и смелую дочь воспитал, не побоявшуюся проводить в Самаре Марши несогласных, и в газете градоначальника областной столицы подиректорствовать, чтобы хлопнуть дверью и снова выйти на свободу. И со «Справедливой Россией» ещё со времён дяди Вити, как называет он сам Виктора Тархова, состоять в близких дружеских отношениях.

Так за кого же из трёх или четырёх внешне очень разных претендентов проголосует тайно Самарская губернская дума уже 3 июля? На фоне досрочных губернаторских выборов и в условиях самой демократичной в мире российской периферийной демократии можно только гадать. Как трогательно и обаятельно делала это пушкинская Татьяна...

Вдруг оказалось, что этот вроде бы декоративный провинциальный пост волнует сразу нескольких важных кремлёвских лоббистов. Интересует, причём очень интересует, чем всё с омбудсменом в Самарской губернии кончится, и федерального Уполномоченного в лице незабвенной и весьма настойчивой Эллы Александровны Памфиловой.

Но окончательное решение в понедельник примет временно исполняющий обязанности губернатора, собирающийся ещё, как минимум, пять лет руководить мундиальным регионом, Николай Меркушкин. И он, в отличие от Виктора Сазонова, думает совсем о другом...

 

Глеб Райт