Один из результатов минувшего года – смена власти сразу в целом ряде муниципалитетов губернии. Причем из тех, которые принято называть «наиболее проблемными». Отказ от прямых выборов глав и введение поста «сити-менеджера» происходили под знаменем «борьбы за эффективность». Но сможет ли новая система вырастить настоящих эффективных управленцев – покажет уже новый 2014 год.

 

Ты меня не трогаешь – я трогаю тебя

Существовавшую до недавних пор в России вообще, и в Самарской губернии в частности, систему местного самоуправления – реальную, а не ту, которая описывается в массе бумаг, от Конституции до законов области – можно кратко и образно сравнить с тонкими и запутанными взаимоотношениями царя и его бояр. Сидит такой боярин, князь Хворостпестравский или Камышлявлинский, в своей вотчине, и царя не трогает. Более того – ездит на разнообразные губернские боярские думы, благородные собрания и прочие места, где царь долго и упорно учит его жизни, головой кивает и не возражает, а совсем напротив – ритуально челом бьет и соболями, сколько положено сороков, кланяется. А царь взамен, умиляясь и прослезясь, не трогает князя – не следит, сколько песцов и лисиц он у себя в имении травит и сколько в свой личный ларь складывает. А если случался в имении переворот – наедет иной боярин с дружиной посильнее на очередных муниципальных выборах – то живет царь с новым боярином по старым правилам.

Однако постепенно в это «уравнение с двумя известными» вмешались «реалии времени». Выстраивая в стране «вертикаль власти», то есть отбирая у субъектов Федерации полномочия, а у населения – деньги в виде налогов, федеральный центр рассудил, что нужно оставлять тем, у кого всё это забрали, что-то взамен. Чтобы было чувство, что это не грабеж, а «честная сделка». Так появились слова о «социальной ответственности», а потом – о «социальных обязательствах». Власть (и в основном, что интересно, на региональном и муниципальном уровне) шаг за шагом оказалась обязана повышать учителям и врачам зарплату, ремонтировать и чистить дороги, отапливать зимой жилища – и много прочих вещей, которые совсем недавно, в 90-е годы прошлого века, исполнялись «боярами» как бог на душу положит. Причем делать всё это приходится не на подачки из Москвы (или Самары), а на те «кровные», что раньше складывали в муниципальный «ларь» для «личного боярского употребления».

В общем, превратились нынче «бояре» в «поместных дворян», которым «кусок земли на пропитание» отдавали не в вечное пользование, а на время, и не «просто так», а «службу служить». А кто служить не в состоянии – тому «вот тебе, дядюшка, и Юрьев день»…

 

Губернатор в роли Юлия Цезаря

Если же говорить простым, неэзоповым языком, в начале 2013 года новый (тогда еще) губернатор Николай Меркушкин оказался перед «картиной маслом»: целый ряд муниципалитетов настолько портил «показатели по больнице» отвратительным менеджментом и невыполнением «социальных обязательств», что требовались срочные и радикальные преобразования. На типичный российский вопрос «что делать?» был дан типичный российский ответ – раз система в «автономном режиме» не работает, надо переключать на «ручное управление».

В уставы муниципалитетов срочно вносились изменения: главы МСУ теперь должны были избираться из числа депутатов и фактически становились председателями собраний представителей. А реальную власть получал глава администрации (или, «сокращенно», сити-менеджер). Который тоже «вроде бы как» утверждается местными депутатами. Но с одним существенным «нюансом»: кандидатуры для голосования «просеиваются» комиссией, которую возглавляет сам губернатор. При условии того, что все без исключения на местах собрания представителей фактически контролируются областным руководством «ЕР» и лично Александром Фетисовым, работающими «в тандеме» с губернатором, никаких проблем избрание «нужных» людей и на посты глав муниципалитетов, и на должности «сити-менеджеров» не существует даже в «чистой теории».

Однако для того, чтобы «реформа» не выглядела «грубым попранием», а предстала перед населением как «чудесное спасение», потребовался целый ритуал, который весь год совершался с неизменным постоянством по схеме, описанной еще Юлием Цезарем: «Пришел, увидел, победил». Сперва губернатор выезжал в «проблемный» муниципалитет (Жигулевск, Безенчукский район, Сызрань) и устраивал там одновременно «показательный разнос» и «общение с народом». Народ, естественно, возмущался «текущим положением» и «требовал перемен». Затем главы посещенных регионов подавали в отставку, и «власть менялась»: главу МСУ избирали из числа депутатов, а «сити-менеджера» – из числа рекомендованных «спецкомиссией». Таким образом «у руля» Жигулевска, Безенчука, Сызрани и Октябрьска (где обошлось без визита губернатора, но со ссылками на соцопросы, в которых-де «за» высказались 70% населения) встали, соответственно, Владимир Классен, Евгений Сараев, Николай Лядин и Владимир Чихирев.

 

Сами ушли, а кое-кто остался

Не обошлось и без «любопытных курьезов». Побывав с визитом в Чапаевске, Меркушкин настолько проникся симпатией к деятельности его главы Дмитрия Блынского, что не только оставил его управлять городом, но и позволил даже провести «всенародные» выборы. На которых Блынский и победил, «оправдав доверие» вышестоящего начальства.

А в Сергиевском районе глава «сам ушел»: особых претензий к Анатолию Шипицину у областных властей не было, но «звезды сошлись» – и «тренд на ручное управление» самостоятельному главе не понравился, и на новую интересную работу позвали. Вот и ушел. А управление районом «оставил по наследству» своему первому заму Алексею Веселову, которого без проблем утвердили в должности главы администрации.

В Волжском же районе вообще случилось «восстание депутатских масс».  Чтобы остановить рассчитывающего на «реинкарнацию» на посту «сити-менеджера» экс-главу муниципалитета Александра Адамова, местные представители совершили «парламентский переворот», избрав главой района Сергея Котенкова и фактически исключив Адамова из числа кандидатов в главы администрации. Правда, «бунт» был предварительно «согласован» с областным руководством «ЕР» и лично с Фетисовым, так что в итоге всё вышло «чинно-благородно».

 

Вертикаль без корней

Итак, «вертикаль власти» доведена уже практически до самой почвы, а «кому надо» дан «наглядный пример», что будет с «нерадивыми работниками».

Однако остается третий «русский народный» вопрос – а будет ли вся это хитрая система работать, или «как обычно»? Потому что «ручное управление» – это совсем не ноу-хау в России, а до боли знакомые грабли, уже набившие за тысячелетнюю историю немало шишек. Совсем неслучайно, например, буквально вчера депутат Госдумы РФ от «Справедливой России» Михаил Сердюк внес на обсуждение законопроект об отмене системы контрактов с «сити-менеджерами». Он мотивировал свою инициативу коротко и доступно: «Назначенный «сити-менеджер» не несет никакой ответственности перед горожанами. Его задача – отчитаться перед теми, кто его назначил. Горожане никак не могут влиять на работу «сити-менеджера». Он зависит только от воли нескольких назначивших его человек. Везде, где отменяли прямые выборы и вводили должность «сити-менеджера», был отмечен рост коррупции».

И хотя «Справедливую Россию» трудно назвать партией, часто балующей всех нас полезными и вменяемыми инициативами, в этом конкретном случае «автор склонен согласиться». Даже нечеткая и призрачная связь глав МСУ с интересами простых жителей, сохранявшаяся через систему «прямых» выборов, утрачивается у «наемных работников», нанимателем которых становится такой же чиновник, пусть даже и переполненный «благими намерениями».

Да и, в конце концов, не пора ли нашему обществу уже развиваться из средневековья дальше – от феодальной системы хотя бы к представительской?..

 

Дмитрий Копалиани