Если депутаты Государственной думы РФ после нескольких лет молчания и неизвестности врываются на авансцену с громким, хоть и политически бессодержательным проектом – не надо иметь много ума, чтобы высказать предположение: человек хочет пропиариться «по-быстрому». Представитель Самарской области в российском парламенте, доктор технических наук, первый заместитель председателя думского комитета по промышленности Владимир Гутенев, имея репутацию «записного прогульщика», за неделю «отметился» сразу двумя громкими заявлениями.

 

Товарищ ученый

 «Заря и становление» карьеры Владимира Гутенева прошли в Российской академии госслужбы при президенте РФ, где он трудился до того, как в 2003 году совершил грандиозное, но очень секретное открытие в сфере обороны нашей Родины, отмеченное в том же году Госпремией, а в 2004 – степенью доктора технических наук. И вообще, как повествует его (довольно скупая, на самом деле) биография, он - профессор, эксперт ВАК, автор более 300 опубликованных научных и учебно-методических работ, в том числе 59 патентов на изобретения, 41 учебника, учебных пособий и монографий (9 учебников по линии Минобороны РФ), подготовил 4 докторов и 5 кандидатов технических наук.

В академии он трудился и после – до 2009 года, одновременно занимая в 2007-2009 годах пост референта гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт». А потом оборона России и большая наука потеряли столь выдающегося ученого и приобрели политика. С 2009 года Гутенев не только перебрался в «Ростехнологии» на постоянную должность советника гендиректора – он работал в Общественной палате РФ, а в 2011 году решил заняться «представительской деятельностью» всерьез: по списку «Единой России» стал депутатом Госдумы от Самарской области.

Но одним парламентом политические амбиции Гутенева не ограничились. Лауреат «секретной премии» является исполнительным директором «Союза машиностроителей России» и президентом ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». А в ноябре прошлого, 2012, года он даже всерьез боролся за пост руководителя организации пусть изрядно обветшавшей и подрастерявшей политический имидж, но всё еще остающейся «товарным» брендом, который можно попытаться снова раскрутить – организации малого и среднего бизнеса «Опора России». Уходивший в отставку лидер Сергей Борисов предложил именно его кандидатуру в свои преемники, и шансы Гутенева серьезно обсуждала деловая пресса, например «КоммерсантЪ». Но в итоге главой «опорников» стал член совета директоров «Юниаструм банка» Александр Бречалов.

 

Голубь мира

Секрет успеха «секретного ученого» лежит не в области уникальных оборонных разработок, каких бы успехов он там не добился. С 2007 года Гутенев работает с «человеком-тяжеловесом» Сергеем Чемезовым, президентом госкорпорации «Ростех» (до декабря 2012 – «Ростехнологии») и «Союзмаша России». А еще он очень «дружен» с одним из своих «подчиненных», руководителем Самарской региональной организации «Союзмаша» Владимиром Аветисяном. Настолько «дружен», что ТРК «Терра» (теле-медиа-актив «Волгапромгаза») несколько лет назад «пожертвовала» своим генпродюсером Ириной Шипилло, которая стала главой пресс-службы депутата. А сам Гутенев буквально недавно, в мае этого года, вручил Аветисяну от имени Чемезова почетный нагрудный знак «За труд на благо отечества».

Впрочем, «большая дружба» не ограничивается обменом знаками и журналистами. Вручение награды стало символическим актом, завершившим длительную миссию Гутенева, выступившего в конфликте Аветисяна и Николая Меркушкина в роли «пожарного». А началось всё в декабре прошлого года, когда (как сообщают «источники, близкие к достоверным») во время визита Гутенева в Самару «заинтересованные стороны вчетвером (к депутату присоединился губернатор, мэр Самары Дмитрий Азаров и Аветисян) провели «в кулуарах» беседу, длившуюся два часа. Результаты этой беседы были таковы, что через несколько дней перед началом новогодней «тусовки» губернской элиты в театре оперы и балета Азаров, по словам очевидцев, излучал довольство жизнью. Однако после того как там же в своем выступлении Меркушкин устроил форменный разнос самарской администрации, глава города (по словам тех же очевидцев) выглядел «человеком, обманутым в лучших чувствах».

Какая «муха» губернатора тогда «укусила», да еще сразу после «примирительной беседы», доподлинно неизвестно. Есть лишь предположения о том, что «утрясать» конфликт надо было не с ним, а с Виктором Вексельбергом, «имевшим виды» на бизнес Владимира Аветисяна в регионе (ну, то есть на энергетику, сети, газ). Что в итоге Владимир Евгеньевич и сделал – с помощью Гутенева и его патрона Чемезова добился «зарытия топора войны». И Гутенев приехал в регион с наградой для «друга», а Меркушкин заявил на пресс-конференции, что «никаких войн губернатора и главы областной столицы быть не может».

 

Нужда в PR

Однако вот что странно – Гутенев почти не выходил из образа «теневого лоббиста» и даже заслужил у некоторых коллег (из Самарской области) репутацию «прогульщика». И тут вдруг:

- в мае сего года Гутенев поднимает вопрос о создании внутрифракционной группы «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) во фракции «Единой России» (от этой инициативы с испугом поспешили откреститься и в ОНФ, и в ЕР);

- в мае же обрушивается с критикой на министра образования РФ Дмитрия Ливанова, утверждая, что он «действует как герой романа Достоевского «Бесы» (по поводу увольнения ректора ТомскГУ);

- присоединяется к коллективному запросу других депутатов Госдумы РФ от Самарской области (Александра Хинштейна, Виктора Казакова и Екатерины Кузьмичевой) на имя генпрокурора РФ Юрия Чайки и председателя СК РФ Александра Бастрыкина с требованием взять на личный контроль дело об исчезновении тольяттинского предпринимателя Александра Душкова;

- заявляет о решении внести на обсуждение Госдумы законопроект о возврате «зимнего времени».

Причем две последние инициативы случились буквально за неделю. Политическая активность Владимира Гутенева растет как на дрожжах. Что стоит за этим внезапным фейерверком? «Ростех», вроде, пока не банкротят, Сергея Чемезова не увольняют, а выборы в Госдуму еще нескоро…

 

Дмитрий Копалиани