Николай Иванович Меркушкин задерживался вот уже на полчаса. Журналисты и блогеры, нервно посматривая на часы, рассуждали о том, сколько на этот раз продлится пресс-конференция губернатора. «У Меркушкина в девять заседание, - кто-то пустил моментально распространившийся слух. – Шесть часов, не больше». Так называемые «акулы пера» лавировали между рядами в зале областного правительства, высматривая местечко поближе к дверям, откуда можно было бы незаметно  исчезнуть, в случае, если «шефа», как с нежностью называет Меркушкина его советник Алексей Плигузов, будет не остановить…

 

Расчёты оказались близки к реальности, Николай Иванович отвечал на вопросы чуть больше пяти часов. Губернатор задержался из-за видео-конференции с президентом страны. И когда он, наконец, вышел на сцену, показалось, что глава региона нервничает. Голос Меркушкина был необычно сухим и хриплым, будто он простудился. Впрочем, журналисты и блогеры встретили его тепло, можно сказать, с обволакивающей мягкостью. Как всегда, не обошлось без традиционных умилённых здравиц, «искренних» благодарностей и даже благодарственных писем. Потоки взаимной любви и понимания струились от зала к сцене и обратно.

Николай Иванович, в соответствии с правилами субординации, начал с того, что рассказал о видео-конференции с Владимиром Путиным, посвящённой модернизации образования. Образование в преддверии оглашения результатов ЕГЭ по русскому языку стало одной из немногих острых и актуальных тем, поднятых журналистами и с охотой принятых губернатором.

- Подводя итоги, президент дважды впрямую привёл в пример Самарскую область. Посоветовал посмотреть, как в других регионах можно распространить самарский опыт.

 Местные успехи состоят в том, что большинство школ переведены в разряд государственных. Не только в школах, но и в дошкольных учреждениях ведётся финансирование по госстандартам. И в крупных городах, и в сельских поселениях. Губернатор упомянул о системе поощрения педагогов, о мерах по повышению качества образования и увеличению учительских зарплат в зависимости от средней зарплаты по экономике.

 

«По ряду направлений мы не достигли результатов»

- Задавайте вопросы, которые интересуют людей, - попросил губернатор. Он отметил, что в этот раз собрал в зале не только журналистов, но и блогеров. Особые отношения Меркушкина с ЖЖ-сообществом сквозили через всю пресс-конференцию. «Читаю, читаю», - узнавал он местных летописцев из народа по никнеймам, а Дмитрия Бегуна - даже не по фигуре, а по фамилии.

Опять-таки в духе соблюдения иерархии первый вопрос губернатор отдал представителю главного областного правительственного  «рупора» - газете «Волжская коммуна». Главред Комраков попросил губернатора подвести итоги работы правительства и отметить направления, по которым удалось или не удалось добиться прогресса.

Не мудрствуя лукаво, Меркушкин начал свой рассказ с проблем и недоработок.

- По ряду направлений из того, что декларировалось, планировалось, хотелось, мы пока результатов не достигли, - признался губернатор.

Он поведал о том, что его подчинённые из разных министерств, администраций и муниципалитетов работают несогласованно, позволяют себе политическую конкуренцию и даже, бывает, находятся в противостоянии. По словам Меркушкина, через кабинеты очень долго проходят документы – и это первый большой минус региональной власти. Ускорять процессы губернатору приходится в режиме ручного управления, то есть, тыкая, указывая и показывая.

- Пока не удалось создать командного духа, - сетовал он на подчинённых, которые продолжают делить сферы влияния по принципу «это моё, а это не моё» и даже вставляют палки в колёса работы правительства.

Чтобы устранить излишнюю самостоятельность подчинённых, губернатор предложил поменять систему оплаты работы чиновников. Переменная часть оплаты их труда теперь будет зависеть не от личных заслуг, а от общего успеха.

- Мы только в начале пути, - резюмировал губернатор итоги прошедшего политического года.

 

В области сельскохозяйственных заслуг

Блогер Владимир Нехорошев похвалил губернатора за своевременно засеянные поля и прочие сельскохозяйственные заслуги. Меркушкин сразу же оживился, в голосе появилась знакомая мягкость, узнаваемая улыбка осветила зал.

- Посеяно почти на 10% больше, чем в прошлом году, самочувствие растений удовлетворительное, - то ли спросил, то ли отчитался Нехорошев, он же analizator_sam.

- В Самарской области уже избыток зерна, - кажется, посетовал губернатор, - сверхнеобходимости у нас в зерне не было. Будут крупные комплексы, будем планировать, чтобы область обеспечивала основную массу населения продуктами питания и животноводства.

Меркушкин рассказал о проекте формирования агрогородов, которые при наличии федеральных денег уже через 3-4 года должны вырасти на самарских землях. Помешать реализации этого плана может лишь одно серьёзное обстоятельство: люди почему-то уезжают из села, специалисты не хотят работать в аграрном секторе. А между тем в Самаре уже избыток специалистов с высшим образованием, «особенно в сфере юридической».

 

ЕГЭ, или Первая российская беда

О том, как контролировать отток образованных лиц губернатор рассказал ещё в прошлый раз. Впрочем, теперь он несколько подкорректировал собственные слова.

Напомним, в октябре прошлого года Меркушкин признался, что для снижения оттока образованных людей из республики Мордовия, «велась активная борьба, чтобы снизить баллы по ЕГЭ». Мордовская молодёжь с низкими баллами не разъезжается по России, не ищет удачи в московских и питерских вузах, а оседает в недрах аграрной родины своей. Так и демографическая проблема решается, и гарантируется политическая стабильность. А мордовские вузы оказываются всё более востребованными, в них выстраивается очередь из абитуриентов с низкими баллами, в том числе из других регионов.

В этот раз губернатор успокоил собравшихся. Он пояснил, что год назад имел ввиду совсем другое, что, мол, в Мордовии, а теперь и в Самарской области, он просто не давал школьникам списывать, тщательно контролируя сдачу ЕГЭ.

- В Мордовии никогда не было «стобальников». Мы гордились бы ими, но не было, - выдохнул Меркушкин.

 

Вторая российская беда и первый Мундиаль

Примерно треть прозвучавших вопросов была посвящена наболевшей самарской теме – состоянию дорог. Губернатор, кажется, уже всё рассказал и объяснил, демонстрируя, надо отметить, высокую осведомлённость в этой сфере, однако поток «острых» вопросов не иссякал.

Губернатор рассказал о том, что в 2013 году на ремонт дорог в Самаре выделили в 3,5 раза больше денег, чем в 2012-м. Однако и этих денег недостаточно, более того, процесс согласования смет на строительство затягивается из-за завышенных цен.

- Дороги очень дорогие. Мы не могли принимать объекты на финансирование, потому что не были уверены в цене. За строительство ул. Луначарского изначально предлагали 1,7 млрд рублей, сейчас мы согласовали на 1,1 млрд, ещё спустим до 900 млн рублей.

Меркушкин обещал, что объём работ по ремонту дорог будет увеличиваться. Препятствие к этому – отсутствие подрядных организаций, способных выполнять работы качественно:

- Я посмотрел, как ремонтируются дороги в Самаре, на весь этот ямочный ремонт, так восемь, а то и все пятнадцать лет назад ремонтировали, сегодня так работать уже нельзя.

К тому же регион должен получить порядка 40 млрд рублей на подготовку к Мундиалю. По сути, эти деньги тоже будут вложены в инфраструктуру областной столицы. Вот только местные бизнесмены, полагает Николай Иванович, не любят профессиональный спорт. Даже любимую команду «Крылья Советов».

- Я не ожидал, что столкнусь с ситуацией, когда необходимо срочно в течение одного дня найти для «Крыльев Советов» 45 миллионов рублей, или, в противном случае, команда «вылетит» из премьер-лиги. Мы решили этот вопрос. Но в Мордовии такие вопросы перед бюджетом не ставятся, есть спонсоры, которые содержат футбольную команду. Баскетбольный и хоккейный клуб тоже содержит бизнес. Желание самарского бизнеса заниматься такой работой пока не столь велико. Наверное, другие ценности. Ну, ничего, через два-три месяца найдём «Крыльям» якорного спонсора.  

 

«Самарцы думают о себе лучше, чем это есть на самом деле»

Повеселил и зал, и Николая Меркушкина вопрос от ГТРК «Самара»,  журналист которой напомнил губернатору про столичные замашки Самары, спросив, разделяет ли Меркушкин эти амбиции.

- А хотели бы вы сделать Самару столицей Поволжья?

- У меня желание было сделать столицу Поволжья из Саранска, - разоткровенничался губернатор, а зал рассыпался аплодисментами. -  Хоть там нет никаких возможностей, чтобы стать одной из столиц. А у Самары больше таких возможностей. Но мы упустили эту возможность по времени. Цена на нефть снижается, денег в стране нет. Для того, чтобы быстро стартануть, нужны очень большие вложения.

«Самаре не светят ледовые дворцы и спортивные арены, - читалось в глазах губернатора. - Вытянуть бы Мундиаль достойно».

- Самарцы думают о себе намного лучше, чем это есть на самом деле, - сделал Меркушкин неожиданный вывод. – Есть ощущение о том, какие мы были 20-30 лет назад. Пришло новое поколение элит, мнение о Самаре изменилось. Мы говорим о том, чтобы быть в «тройке», «пятёрке», а о нас думают, как о рядовых.

 

Комфорт и революции

Дама с массивными стразами на блестящей заколке спросила у губернатора о том, как он представляет себе комфортное жильё.

- Комфортное жильё – это, когда у каждого члена семьи есть своя комната. Ещё лучше – это жизнь на земле, - глаза губернатора мечтательно заблестели, мысли его, кажется, уже возвращались в родные мордовские поля. – Хорошо, когда вокруг дома соток 10 земли или даже 15. Хорошо, если бы россияне жили в таких условиях.

Комфортную жизнь Меркушкин неожиданно увязал с мировыми протестными событиями. Он предлагает россиянам не «скатываться в очередные революции», а с комфортом восседать на собственных 15-ти сотках.

 

«Ручное управление будет работать всегда»

Среди прочих тем лейтмотивом большинства реплик губернатора была «ручная форма управления», ставшая уже традиционной для государственной власти в России. Как отметили журналисты,  жителей не вполне устраивает ситуация, когда для решения любой проблемы нужно ждать высочайшего указания. Сколько ещё губернатор рассчитывает работать в режиме ручного управления? Когда заработает система?

- Я к ручному управлению отношусь иначе. Мы находимся в таком состоянии, что ручное управление будет работать ещё долго, 3-4 года, – Губернатор назвал период, соотносимый с его собственным ожидаемым пребыванием в Самаре, но, подумав, поправился. – Ручное управление будет работать всегда.

А как иначе? Там «стоматология» покосилась, здесь лепнина на доме полетела. Николаю Ивановичу понадобится ещё очень много лет, чтобы лично указать на каждый переполненный мусорный бак, выбрать цвет фасада для каждого дома, определиться с количеством шпилей на каждой башенке, ткнуть подчинённых в очередную колдобину на дороге. А как иначе, если местные чиновники и бизнесмены заняты только завышением смет, отмыванием средств да мыслями о заграничном отдыхе.

 

«Люди за то, чтобы эта власть поменялась»

Шеф-редактор радиостанции «Эхо Москвы в Самаре» Людмила Шидловская задала губернатору вопрос о непрямых выборах глав муниципалитетов. Вопрос этот, надо отметить, пришёл на радиостанцию от одного из слушателей.

- Непрямые выборы – это не моя инициатива, - сразу же обозначил Меркушкин. - Я ожидал, что будет такая реакция. Но меня убеждали, что по ряду районов это необходимо. Иначе выправить ситуацию очень сложно. Мы провели опрос, люди за то, чтобы эта власть поменялась. Люди за смену власти.  В Самарской области достаточно демократическая система власти, муниципалитеты самостоятельные, они готовы бороться с губернатором. Я бы был абсолютно согласен, относитесь друг к другу, как хотите, но пусть у вас будет чистая вода, тепло и светло. Что такое власть, и какие цели она перед собой ставит? Если глава избрался народом, но продвинут финансово-промышленными группами, то будет работать он только в минус.

Выводы губернатора очевидны: всенародно избранная власть в губернии не работает.

- Или мы пойдем через народ, или поработаем сверху, подтягивая людей: общественные советы, другие сферы, взаимодействие со СМИ, блогосферой, чтобы формировать ответственную власть. И можно постепенно приходить к всенародным выборам. Всенародные выборы лучше, власть должна смотреть в лицо народу, а не в лицо людям, которые будут её определять.

Меркушкин привёл в пример Республику Мордовия, где прямые выборы вводятся постепенно, дабы «подготовленные» избиратели уже не голосовали за «случайных людей». Николай Иванович сам 17 лет созерцал и направлял эти процессы в Мордовии, и теперь обещает использовать приобретённый опыт в Самарской области.

Однако он опроверг высказанное мнение о том, что его личный авторитет способен как-то повлиять на авторитет партии «Единая Россия» в городе Тольятти.

 

«У нас с Азаровым абсолютно нормальные отношения»

У экспертного портала Засекин.Ру уже давно назрел вопрос к губернатору. Актуальность его была подтверждена накануне, когда мэр Москвы Сергей Собянин подал в отставку, чтобы испытать народную любовь на всенародных досрочных выборах. Впрочем, Собянин находится в статусе главы субъекта Федерации. Зато Азаров явно нуждается или в подтверждении звания «народного мэра», или в признании его состоятельности со стороны Меркушкина. Ныне же самарский мэр напоминает чеховского персонажа, который изгибается под ливнем критики губернатора и насмешек граждански активных жителей. Ответ губернатора мы приведём дословно, без единого изменения.

- Москва задала нам новый тренд. В связи с этим, как вы считаете Николай Иванович, нужны ли Самаре досрочные выборы мэра? Особенно в свете критики, которую вы высказываете в адрес Дмитрия Азарова

- Не понял, – Николай Иванович как будто не ожидал такого вопроса. – Я не вижу никакой необходимости. А что касается критики, если она конструктивна, нормальна, надо согласиться с тем, что мы живём в условиях, в которых мы не заслуживаем, в хорошем смысле. Те условия, которые власть создала для жизни, я не могу согласиться с этим. Если в мэрии с этим не будут соглашаться, будет и критика, и меры будут приниматься.

Не потому что с Азаровым у нас какие-то… У нас абсолютно нормальные отношения. И денег выделено в 3,5 раза больше, поддерживаем, помогаем почти во всём, в чем можно. Но я могу сказать, что когда идёт уже один чиновник, завтра другой пойдёт, суд примет решение. А вместо него идущий человек приходит и советуется с другим, идти или не идти, потому что снова условия ставят. Мы не можем деньги давать там, где ставят условия. Вы думаете, здесь игра. Никакой игры нет. Я в лицо говорю, и мэру одному, и мэру другому, я о тольяттинском мэре говорю, и сызранскому. Если будет так продолжаться, мы так работать не можем. Более того, будут приложены все усилия, чтобы правоохранительная система отработала так, чтобы больше таких фактов не было.

А что касается перевода отношений. Я для «Засекина» говорю, чтобы вы меня правильно поняли. Чтобы губернатор ссорился или боролся с мэром – такого не бывает, только наоборот. Поняли? Надо исходить из этого. Если губернатор плохой, так сложилось. Что поделаешь? Надо как-то... И Лиманскому надо было так поступить, и Тархову так надо было поступить… И в Самаре была бы совсем другая ситуация. Даже представить сложно, какой была бы Самара…

За редкими исключениями губернатору почти шесть часов пришлось выслушивать шквал благодарностей и признаний, в том числе и на «мордовском» языке. Но Николай Иванович – опытный политик, привыкший за 18 лет принимать все без исключения тяготы главнокомандования.

- Вас тут многие хвалят, но я скажу правду, вы гениальный администратор и хозяйственник, - попытался пошутить блогер Советкин, перефразировав персонажа из шварцевского «Дракона». Меркушкин цитату, кажется, не узнал…

 

Елена Вавина

Фото Владимира Нехорошева