Завтра, 28 мая, депутаты Самарской губернской Думы внесут поправки в закон Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Суть изменений в отмене так называемых «плоских» списков и переходу к «субрегиональным» спискам, но главное – в порядке распределения мандатов. Определять, какой именно кандидат и из какого именно субрегионального списка партии получит мандат будет руководство политической организации, допущенной до распределения мандатов. Фактически это означает сохранение системы «продажи» депутатских корочек партиями.
Демократизация, так сказать…
О демократизации и возвращении в избирательный процесс собственно избирателей после долгих лет критики со стороны системной и несистемной оппозиции, наконец, заговорила и власть! Сам президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию 12 декабря прошлого года посвятил этой теме пару абзацев.
«Многие политические партии и эксперты предлагают вернуться к смешанной системе выборов в Государственную Думу – к партийным спискам и по одномандатным округам, которые, конечно, ещё нужно будет определить. Согласен с этим, давайте вернёмся, - заявил Владимир Путин. - Некоторые говорят и о восстановлении права участия в выборах избирательных блоков. Давайте подумаем отдельно над этим вопросом».
И депутаты Госдумы начали думать.
Надумали вернуть выборы губернаторов. В своем понимании, что такое выборы губернатора: с преувеличенной ролью партий, муниципальным барьером, правом президента на отстранении избранного губернатора от должности.
Надумали отказаться от единых списков партий на выборах всех уровней, чтобы исключить возможность продажи проходных мест в партсписке, вроде бы отказались от «электоральных паровозов». Шагающая семимильными шагами «демократизация» уже грозит затоптать своих «родителей»: как делать выборы по новым правилам и новых условиях не вполне представляют даже в «Единой России». Возможно, именно поэтому власть на разных уровнях старается сделать «откат» в понятное и привычное прошлое.
Первыми движениями вспять стали обсуждения выборов губернаторов. Депутаты Госдумы придумали оставить определение системы выборов глав территорий на усмотрение местных заксобраний. Но если на реальное возвращение выборов губернаторов всерьез не рассчитывал никто, то на послабления на местных выборах – многие.
Паровозный дым
В Самарской области на выборах всех уровней до последнего времени действовал 7%-ный барьер, преодолев который партия допускалась до распределения мандатов, а недотянув до него доли процента, оказывалась за бортом реальной политики. А голоса, отданные за «карликовые» партии отходили пропорционально тем силам, которые барьер преодолели.
Несправедливость этого порога бросалась в глаза даже непрофессионалам. Во-первых, при наличии 25 мандатов, распределяемых по партийным спискам, исходя из несложного математического расчета, достаточно 4% голосов для одного мандата. Во-вторых, голоса, отданные за такие образования как «Яблоко» и «Союз правых сил» согласно действующей системе делились преимущественно между «Единой Россией» и КПРФ. При том, что вряд ли можно заподозрить электорат «Яблока» и «правых» в симпатиях партии власти и коммунистам. Тем не менее, именно благодаря этой системе место в Самарской губернской Думе прошлого созыва получила комсомолка из Сызрани Марина Ерина. Недавно планку снизили до 5%.
Другой несправедливостью, как отмечают участники процесса, в Самарской области была сама система партийного списка. «Электоральные паровозы», которые тянули список к победе, как правило, отказывались от мандатов и по факту избиратели голосовали за «темных лошадок», а не за лидеров мнений.
Список ЛДПР, например, и в Самаркой области и в других регионах возглавлял лично лидер партии Владимир Жириновский. КПРФ «паровозило» скромнее – список возглавлял рядовой депутат Госдумы от Самарской области Валентин Романов.
Список «Единой России» традиционно возглавлял губернатор (Константин Титов, Владимир Артяков), а следом за ним шли «вазовские генералы». От мандатов впоследствии они отказывались, а за счет их авторитета в парламенте оказывались малоизвестные «нужные люди» из числа особо приближенных к руководству губернии предпринимателей. Но даже самые лояльные и приближенные бизнесмены, как говорят, должны были пополнить партийную кассу. Речь, по информации Засекин.Ру, шла о суммах от 30 до 60 млн. рублей за одно место в областном списке. Таким образом, парткасса пополнялась на сотни миллионов.
Макрофинансирование микросписков
Пора избавиться от «электоральных паровозов» и покупки мест! Под этим лозунгом в Самарской области изменили закон «О выборах депутатов Самаркой губернской думы» и ввели субрегиональные списки. Единого областного списка теперь не было, на его место пришли 25 микросписков. Но если от «паровозов» партии отказаться были готовы, то от пополнения кассы – нет. Но кто будет сдавать деньги за непредсказуемый результат? Незаметно для обывателей были приняты поправки, согласно которым распределение депутатских мест отдавалось в руки руководства региональных отделений. То есть партия по результатам голосования получала определенное количество мандатов, а вот кто именно из кандидатов-списочников получит мандат, уже зависело не от результата партии в конкретном округе, а от договоренностей с партийными боссами.
8 сентября в Самарской области состоятся выборы в муниципалитетах, самыми значимыми из которых являются тольяттинская и сызранская кампании. В обоих случаях будет применяться смешанная система выборов и будут использованы микросписки. Согласно Уставам городов и действующему закону «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» мандаты списочников будут распределяться между округами, в которых партия набрала наибольшее количество голосов. Определить округ, в котором партии гарантированно наберут свой максимум не так-то просто. Продажа мест в списках партий, как отмечают источники Засекин.Ру в партиях, на этой кампании идет хуже, чем когда бы то ни было. Бороться за депутатское кресло в одномандатном округе – тяжело и дорого, а определить проходной список – сложно. Бизнес-схема перестает работать. У КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» и даже у «Единой России», у которой со спонсорами проблем не бывает, начали возникать сложности с привлечением ресурсов.
Видимо, это стало основной причиной внесения поправок, которые, как сообщают источники Засекин.Ру в областном парламенте, будут внесены на днях в региональный закон «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Согласно им распределение мандатов внутри партий на местных выборах будет происходить по образу и подобию выборов региональных – решение оставят за реготделениями партий. Таким образом, бизнес-схема по привлечению материальных ресурсов в партии сохранится и они не останутся на голодном пайке.
Максим УЭБЕР
Комментарии (1)
За что бы мы не брались, а получается автомат Калашникова. Партии власти такая схема выгоднее всего, именно там в ЕР крутятся основные викинги из других регионов и чуждых нам народностей.
КПРФ СР и ЛДПР так и так остаются в проигрыше, мандаты ныне обесценились, а проданные ранее не пошли в толк.
Но Единой России такой расклад очень даже полезен. Беда только в том, что депутаты от промышленно-воровских финансовых групп никогда не будут работать в округах, чинить канализацию, ремонтировать внутриквартальную инфраструктуру, чинить крыши итд. Они (Депутаты от шальных денег) считают, что за всё уже заплачено, они покупают мандат депутата, как мороженное лакомка.