Почти год назад губернатором Самарской области был назначен бессменный глава республики Мордовия Николай Меркушкин. Команда прежнего губернатора Владимира Артякова моментально стала сдавать свои позиции не только в политике, но и в крупных региональных бизнес-проектах. Местные элиты, оставшиеся после артяковских зачисток, также начали «съеживаться». Процесс затягивания поясов в их представлении всё больше напоминал затягивание удавки. Мечты об очередном новом губернаторе стали обсуждаться уже спустя пару месяцев после назначения г-на Меркушкина. А в последнее время в качестве потенциального преемника все чаще всплывает имя Игоря Комарова. Губернаторские амбиции у топ-менеджера АвтоВАЗа, судя по всему, действительно имеются.

 

HomoМеркушкин

 

Проценты и пороги – это то, что надо демонстрировать и преодолевать руководителям регионов для того, чтобы доказывать свою дееспособность и политическую потенцию. Владимир Артяков, будучи губернатором Самарской области, показал рекордно низкие результаты «Единой России» на выборах в государственную и губернскую думы. Так он перешел точку невозврата, после которой в его способность контролировать региональную элиту перестали верить как в Самаре, так и в Москве. Местные «олигархи» уже готовились к выборам губернатора, но вариант при котором руководителем территории мог стать Дмитрий Азаров, являющийся протеже группы «Волгопромгаз», не устроил Кремль. В последний момент руководителем территории был назначен глава Мордовии Николай Меркушкин.

Главными его преимуществами перед всеми потенциальными конкурентами оказалась безусловная лояльность Владимиру Путину и сказочные проценты «Единой России» в его родном регионе. По всей видимости, именно результат «Единой России» и приведение к общему знаменателю региональных элит и станет главным критерием эффективности Николая Ивановича в Самарской области. Справится ли новый губернатор с этой задачей, связано с очень многими факторами. Большая часть из них, увы, не зависит от г-на Меркушкина. Рычаги управления политическими процессами в Тольятти на сегодняшний день находятся в руках двух человек – мэра города Сергея Андреева и президента группы компаний АвтоВАЗ Игоря Комарова. Их интересы – не так просты и прозрачны, как мокшанский узор.

- Сергей Игоревич, задача – 55% для «Единой России» в сентябре, - голос губернатора, как утверждают близкие к Сергею Андрееву чиновники, был тверд. Как мэр может отказать руководителю региона? Приказы не обсуждаются!

На встречах в трудовых коллективах, которые Николай Иванович проводит сейчас в Тольятти, по два-три часа стоя на ногах, без бумажки, тон был более мягкий и добрый:

- Если вы не поможете мне, то я ничего не смогу сделать…

Искренность, доверительность и открытость, особенно на фоне прежнего главы региона, не может не подкупать. Люди «должны» голосовать за «Единую Россию», и губернатор для этого готов использовать весь свой личный авторитет и обаяние.

 

Андреев sapiens

 

Сергей Андреев – личность сложная и неоднозначная, клубок противоречий. «Декабрист» и друг Михаила Прохорова, традиционный оппонент «партии власти» и ставленник групп влияния в администрации Владимира Артякова, пользовался поддержкой экс-вице-губернатора, ныне главного федерального инспектора по Самарской области Алексея Бендусова и депутата Госдумы Александра Хинштейна. «Ренова», «Волгопромгаз», а также местные либерально настроенные бизнесмены – пул поддержки г-на Андреева. А еще он – «мэр, которого ждали». Как со всем этим жить?

Будучи всенародно избранным мэром, он сильно зависит от областных властей и дотаций из регионального бюджета. Находясь «между умными и красивыми», ему нужно выполнять указания губернатора и обеспечивать процент «Единой России» любой ценой. Однако укомплектованная отборными единороссами городская дума гарантирует г-ну Андрееву почти полную несамостоятельность и, в перспективе, отмену всенародных выборов градоначальника. Не самая радужная перспектива для действующего мэра. В случае введения института сити-менеджеров у Андреева остаётся не так много сценариев развития карьеры. Сейчас наиболее вероятным представляется его переизбрание на ещё один мэрский срок. Второй сценарий – Сергей Андреев уходит в Москву и включается в партстроительство «Гражданской платформы» Михаила Прохорова. Сценарии ухода в то или иное федеральное министерство выглядят пока как несмешная шутка.

 

Комаров erectus

 

Судьба «мэра, которого ждали» во многом зависит от действующего главы градообразующего предприятия Тольятти. Игорь Комаров – председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ», человек Сергея Чемезова, близкий друг Михаила Прохорова (весь Рунет обошла фотография их совместного отдыха в Куршевеле). Когда «Ростехнологии» отдали контроль над АвтоВАЗом французскому Renault-Nissan, перед г-ном Комаровым также замаячил карьерный вопрос. Французы, по мнению наблюдателей и экспертов, поставят в руководство завода собственных менеджеров. Иностранцы в России занимаются экономикой, наши же бизнесмены привыкли бизнес совмещать с политикой.

- Нужно быть объективным, Комаров – трудоголик, - рассуждает социолог Сергей Дьячков. - Но он человек, которого назначили наши дельцы. А французы, которых и так ростехи крепко прикладывали на лопатки, поняли, что вложив в завод столько денег, надо браться за рычаги управления. Французы понимают, что и Комаров, и любой другой ставленник с нашей стороны будет ловкачить в свою пользу. У французов свои интересы, они занимаются бизнесом.

10 января 2013 года закончилось формирование участковых избирательных комиссий.  В распоряжение Засекин.Ру оказались списки состава УИКов Тольятти, Ставропольского района и ряда других территорий Самарской области. Обращает на себя внимание большое количество представителей группы АвтоВАЗ и аффилированных  к заводу структур, делегированных, к слову, не только по месту работы и от партии «Единая Россия»… Это как менеджеры, так и люди, работающие на конвейерах. Вряд ли французских собственников АвтоВАЗа интересует самарская региональная политика и тем более Тольяттинская городская дума. Этот политический интерес исходит скорее не от французов, а от одного молодого, перспективного и успешного менеджера Игоря Комарова.

- Комаров явно будет востребован и на других позициях. Это человек со светлой головой, и АвтоВАЗ был отличным трамплином для него. Вполне реалистично, что он уйдёт в федеральное правительство, - заявил в интервью порталу Засекин.Ру экс-президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, миноритарный акционер предприятия Юрий Целиков.

Об этом многие говорили. Но кто освободит место для Комарова в уже сформированном федеральном правительстве? Здесь слишком много условий и условностей, которые не зависят от самого Комарова. А значит, этот сценарий нельзя рассматривать как стратегический.

- Комаров последует по стопам своих предшественников и будет пристроен в одно из предприятий г-на Чемезова, - считает Сергей Дьячков. - При всём моём негативном отношении к Комарову, я могу сказать, что он очень хороший управленец, профессиональный менеджер и пойдёт в руководство. Думаю, Чемезов освободит для него какое-то из близких к себе кресел.

Комарову, после того, как он руководил крупнейшим предприятием автомобильной отрасли в России, вряд ли покажется привлекательным кресло какого-нибудь зама или главы небольшой структуры. Директорские же кресла сколько бы то ни было крупных структур давно и надёжно заняты.

Карьера Комарова может быть политической. Для этого, конечно, нужны ресурсы, и они у него есть. Друг Прохорова и ученик Ясина может занять депутатское кресло, если «Гражданская платформа» получит представительство в Госдуме, о чём наперебой говорят московские политологи. Тольятти в этом случае – плацдарм. Партия должна хотя бы преодолеть 5%-ный барьер и быть допущенной до распределения мандатов. Это может стать первой победой ГП в России. А это ключик либо к депутатству, либо к высоким чиновничьим должностям.

- В роли публичного политика, я его, честно говоря, не вижу, - рассуждает Юрий Целиков. - Он достаточно прогрессивный, думающий менеджер. Ну не могу представить, как он, например, вручает Депардье ключи от квартиры в Тольятти...

Сергей Дьячков проводит аналогии: «Если вспомнить историю московских варягов на АвтоВАЗе, Есиповский был губернатором Иркутской области, Артяков тоже побывал губернатором».

Заведующий кафедрой социологии и политологии СамГУ Евгений Молевич отлично представляет Игоря Комарова в кресле руководителя региона. «Хотя параллель с Артяковым и компрометирует Комарова, - рассуждает профессор, - не исключено, что Комаров пойдёт по его пути и займёт кресло губернатора Самарской области, сместив на этом посту Николая Меркушкина.  Именно при Комарове были преодолены те неприятности АвтоВАЗа, которые оставил Артяков и его приемник Алёхин. При Комарове завод пошёл вперёд: это и переоборудование завода, и договорённости с французами, и аутсорсинг – это оптимизация работы завода, современные методы управления. Если судить по этому, губернатором он будет хорошим».

 

La Vita Nuova

 

«Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным» - это из Конституции. Согласно новым поправкам в избирательное законодательство, даже на должность губернатора!

Для этого надо только, чтобы какая-либо партия выдвинула соискателя в качестве кандидата, а депутаты муниципальных собраний представителей одобрили его кандидатуру.

Но неужели Игорь Комаров будет ждать ещё четыре года, пока истечёт срок полномочий Николая Меркушкина?

Задача Николая Меркушкин в Самарской области, как отмечает подавляющее большинство экспертов, наблюдателей и действующих политических акторов, не столько в решении экономических проблем, сколько политических. Высокий уровень протестных настроений, и в первую очередь в Тольятти, надо сбивать. А процент «Единой России» - наращивать. Те самые 55%, которые он обозначил «декабристу» Андрееву.

Есть лишь два способа решить эти задачи: сформировать реальную популярность «партии власти» среди населения, и «подкорректировать» результат с помощью так называемых административных технологий. Для использования административных технологий нужен контроль над администрацией города (рычаги: бюджетники, контроль над наружной рекламой, рекламой в лифтах, на остановках общественного транспорта, подъездах и т.п., ресурс ТОСов и управляющих компаний), а также контроль над участковыми и территориальными избирательными комиссиями, где сидят уже упомянутые выше сотрудники группы компаний АвтоВАЗ.

Таким образом, результаты «Единой России» в Тольятти, а вместе с ними оценка эффективности Николая Меркушкина в виде рычагов избирательных комиссий и ресурсов мэрии оказались в руках Игоря Комарова и Сергея Андреева.

Комаров и Андреев - друзья и соратники. Они оба заботятся о своей карьере, и тому и другому не выгодна сильная «Единая Россия» в Тольятти. А еще… Игорь Комаров гораздо понятнее и ближе региональным бизнес-элитам, чем мордовский ставленник Москвы Николай Меркушкин.

«Единая Россия» - не такая уж и единая. Настроение депутатов, местных, выросших непосредственно на земле самарской, во многом зависит от исконных её управителей – финансово-промышленных групп, в первую очередь, газовиков и, конечно, «Волгопромгаза» во главе с Владимиром Аветисяном, Олегом Дьяченко и Андреем Кисловым.

Хорошо объясняет суть происходящего профессор Молевич: «Для газовиков смена губернатора – это вопрос жизни и смерти. Меркушкин не устраивает группу «Волгопромгаз», что компания не очень скрывает. С руководством АвтоВАЗа у Аветисяна конфликтов не было, и с Комаровым отношения гладкие. Если бы губернатор сменился, Дмитрий Азаров был бы счастлив. Для него это огромный шанс, потому что его сегодня непрерывно прессуют с подачи Меркушкина. Для Азарова смена губернатора – это благо. Андреев находится в таком же положении».

Аветисян, Азаров, Андреев – всё это люди, так или иначе связанные, и Комаров для них – фигура близкая, понятная, дружественная. В этой компании царит почти полная идиллия. Единственная помеха для укрепления и роста этой финансово-политической гармонии – Николай Меркушкин.

 

 

Елена Вавина