За Октябрьском давно и прочно закрепилась слава «депрессивной столицы» губернии. «Воды нет, растительности нет, населена роботами» - эта фраза про планету Шелезяка очень напоминает тамошнюю «картину действительности». Градообразующих предприятий, которые бы «тянули» на себе хотя бы инфраструктуру (не говоря уж о занятости жителей) – нет (не считая старой нефтебазы и железнодорожной станции), бюджет насквозь убыточен и дотационен, основная часть населения – пенсионеры. Неудивительно, что за 18 лет здесь сменились 5 градоначальников.

«Уголовный элемент»

В 1996 году в Октябрьске состоялись «первые всенародные» выборы главы города. «Советский чиновник» Николай Евграшин проиграл ставленнику нефтяного лобби Александру Николаеву. Но тому «вписаться» в областной политический бомонд не удалось, и в 1998 году на него было заведено уголовное дело (о незаконной передаче в собственность пары бензозаправок), которое вынудило первого мэра уйти в добровольную отставку в 1999 году. Кстати, не помогло – в 2000 Николаева арестовали, судили и заставили отсидеть 7 лет в колонии (тут же, к слову, у нас в области).

К власти вернулся Евграшин.  Но и его «не минула чаша сия» - в 2002 году он получил по суду 3 года колонии (Верховный суд заменил реальный срок на условный) за взятку. Нервное потрясение подкосило его, и сейчас Евграшин серьезно болен и не покидает своей квартиры.

Олигарх и его мэры

Злые языки винили в несчастьях обоих мэров их первого зама – Юрия Овчинникова, который сам очень хотел быть главой Октябрьска. И в 2002 году на выборах даже заручился поддержкой тогдашнего губернатора Константина Титова.

Но тут в игру вмешался джокер – сызранский олигарх Владимир Симонов. История на самом деле немного напоминает оперетту. На прием к Симонову каким-то чудом смог прорваться мастер Октябрьского завода металлических изделий (тогда закрытого) Виктор Станотин и сумел так обаять «хозяина Сызрани», что тот поддержал его кандидатуру и фактически «купил» победу (а метизный завод – в собственность).

Далее всё тоже продолжилось по законам жанра – взлетевший «из грязи в князи» Станотин почувствовал себя «большим человеком», начал тяготиться зависимостью от Симонова и как-то даже позволил себе взять и не явится на встречу по его вызову. После чего судьба «мэра №3» была решена – в 2007 году на выборах победил (снова с поддержкой Симонова) директор городского фонда социальных программ Сергей Родионов, который смог заручиться голосами пенсионеров.

Кандидаты в кандидаты

Однако, как говорится в популярной народной мудрости, «чтобы попки были сухие и чистые – их надо сушить и чистить». За время правления Родионова экономического (и социального, да и любого другого) чуда в Октябрьске не случилось. Более того – основанное Симоновым на месте бывшего метизного завода совместно с итальянцами СП по производству рулей с подушками безопасности никаких дополнительных новых рабочих мест городу не дало. Не понравились жителям и цены на новом рынке, возведенном на деньги олигарха. Возмутил их рост тарифов, последовавший за приватизацией городской теплоэнергетики и электросетей. Обвалились насыпанные «современными методами» укрепительные откосы главных городских дорог, «поплыло» само дорожное покрытие расположенных преимущественно на крутом волжском берегу улиц.

Поэтому эксперты (работавшие на выборах и Станотина, и Родионова) весьма скептически оценивают шансы нынешнего главы Октябрьска на переизбрание в октябре, и называют в качестве потенциально проходных другие фигуры.

Во-первых, директор пансионата ветеранов войны и труда Марина Неборская. В городе пенсионеров она человек известный и уважаемый, к тому же депутат гордумы и член ЕР. Во-вторых, врач (стоматолог и ортопед) Армен Агасарян, которого поддерживает его шеф по «Справедливой России», а также по «чудесному совпадению» второй по влиятельности олигарх Сызрани – Евгений Серпер. В-третьих – бакалейщик, владелец пекарни и «пирожковый король», предприниматель Виктор Русин.

Но наиболее серьезными оппонентами Родионова могут стать двое: экс-мэр Александр Николаев и руководитель ООО «САБИ» Александр Галюк. Первый уже не только отсидел свой срок – закончились и 3 года, в течение которых он не имел права занимать государственные и муниципальные должности. И на волне ностальгии и разочарования бездействием властей снова набирает протестные очки. Второй владеет «предприятием по хранению и складированию» нефтепродуктов, то есть может быть отнесен (с некоторой натяжкой, а возможно, и без оной) к «нефтяному лобби». (Кстати, интересный факт – в далекие 1990-е этим предприятием управлял Николаев.) К тому же дочь Галюка, Кристина, трудится в пресс-службе ОАО «Тяжмаш», «имеющего некоторые интересы» в Октябрьске.

Впрочем, все оппозиционеры имеют один серьезный минус – их финансовый и административный ресурс недостаточен для уверенной победы. Таковой по прежнему находится в распоряжении только одного человека – Владимира Симонова, который как куратор от областной организации ЕР уже уполномочен партией «проследить» за выборами главы города…

Областной демотиватор

Однако в результате столь оживленной борьбы победитель рискует добыть не такой уж и почетный трофей. Засекин.Ру уже писал о «меркушинской схеме» с разделением полномочий главы города и «сити-менеджера» (который будет иметь право финансовой подписи, а с ней и реальную власть, и будет назначаться подконтрольной губернатору комиссией). Процесс идет, и полным ходом. Согласно конфиденциальной информации, все сельские районы, а также большинство малых городов, уже «озадачены» сверху изменением уставов к апрелю-маю.

И если соответствующие поправки будут приняты, то выбранный в октябре глава Октябрьска станет первым мэром, который уже не будет почти ни за что отвечать в своем городе. Собственно, остается вопрос – будут ли кандидаты серьезно сражаться за то, чтобы стать декоративной фигурой, или откажутся от борьбы, дав возможность партии власти совершить «чисто административную процедуру»?..

Дмитрий Копалиани