Похоже, Николай Меркушкин смог найти выход из «Жигулевского тупика», о котором Засекин.Ру недавно писал. На помощь губернатору пришла отработанная, в том числе и в родной Мордовии, схема эффективного контроля за МСУ. И, как предполагают осведомленные эксперты, близкие к «достоверным источникам», на небольшом Жигулевске областное правительство останавливаться совсем не собирается. Впереди – Самара…
Рокировка с раздвоением
На прошлой неделе региональные СМИ в живописных красках отобразили экстренное заседание Жигулевской городской думы, собранное для обсуждения радикальной реформы муниципального устава. Депутатам представительного органа предлагается изменить процедуру «появления» нового главы города: вместо прямого общенародного голосования закрепить выборы из числа «народных избранников».
Но самое главное из предлагаемых новшеств не это, а «разделение полномочий» мэра. Финансово-хозяйственную деятельность и ее символ – право подписи – будет иметь не глава города (полномочия которого «сократятся» до фактического исполнения обязанностей главы городской думы и чисто представительских функций), а глава администрации, или сити-менеджер. А вот его уже будет назначать… даже не городская дума, а специальная комиссия – местные депутаты, чиновники областного правительства и лично губернатор, как глава этой комиссии. Чем-то похоже на то, как до сего дня назначались (ой, пардон, «выбирались»!) главы регионов.
Эксперты сразу заметили «подозрительное сходство» предлагаемой Жигулевску модели с той, которая уже много лет используется в республике Мордовия. Мэр, выбранный большинством местных депутатов (а во всех муниципалитетах собрания представителей уже давно под контролем одной партии – ЕР), выполняет роль «английской королевы»; почти единственная на самом деле серьезная оставшаяся у него прерогатива – подписать контракт с сити-менеджером, выбранным по указанию и под прямым контролем губернатора.
Вот так «изящно, без шума и пыли» в прямую и довольно жесткую вертикаль власти Николай Меркушкин, по всей видимости, планирует встроить все местное самоуправление Самарской области.
«Все в сад!»
Жигулевские депутаты в подавляющем своём большинстве отнеслись к «генеральной линией партии» с пониманием – за проведение процедуры слушаний по проекту изменения устава проголосовали 20 человек, против – всего трое, один воздержался. Правда, эти трое (коммунист и два «праводельца») активно возмущались и громко (по любимому выражению Меркушкина) «мутили воду». Но сомнений, что поправки в устав в итоге будут приняты, у присутствующих всё же не возникало.
Так что если процедуры будут изменены, и Александр Курылин освободит добровольно (или добровольно-принудительно) кресло мэра, то новым главой Жигулевска станет, скорее всего, нынешний спикер гордумы Ольга Гладченко. Стала бы – если бы не юридический нюанс. Изменения в устав всегда вступают в действие лишь с новым созывом представительного органа МСУ. И чтобы осуществить схему «мэр – сити-менеджер», всей Жигулевской гордуме в полном составе надо подать в отставку досрочно вслед за Курылиным.
Тогда новая дума будет выбрана в октябре этого года, и Жигулевск обретет нового главу. А Николай Меркушкин – управляемого и послушного сити-менеджера. Правда, перспектива досрочно расстаться с уютными местами многих депутатов явно не радует. Но кто их, 20 «единороссов», будет по отдельности (да и всех вместе) особо спрашивать?
Столичные штучки
Апробированная в Мордовии схема настолько проста и универсальна, что, без сомнения, будет «проюзана» во всех муниципалитетах губернии – в первую очередь тех, где осенью должны пройти выборы глав МСУ и (или) собраний представителей. Это Сызрань, Октябрьск, Чапаевск и др. «Источники, близкие к достоверным» сообщают, что специальная инструкция уже разослана по городам и весям.
Остановить «парад забирания суверенитета» мог бы федеральный закон о МСУ, пылящийся в недрах Госдумы, в котором прописана четкая норма об избрании глав прямым голосованием граждан. Но принятие этого проекта (в котором даже записано было, что он вступает в силу с 1 января 2013 года) до сих пор то ли случайно, то ли абсолютно сознательно, что намного вероятнее, Кремль тормозит. И если до муниципальных выборов в октябре ничего не изменится, то даже когда закон будет принят (хотя это ещё не факт), то см. выше – изменения в уставах муниципалитетов начинают действовать только после новых выборов.
Однако на пути у такого «триумфального шествия областной власти» есть две скалы, два препятствия – крупные города, Самара и Тольятти. Отстранить почти два миллиона человек от избрания глав этих городов будет и «политически неверно», и практически не так легко. Думы тут не совсем еще «карманные», потому что сформированы по принципу «представительства групп влияния», тех самых «ОПГ», по словам главы региона, и прямое давление на них даже по «партийной линии» может поднять уж слишком «мутную волну», а это не есть хорошо с точки зрения Николая Меркушкина.
Поэтому прямых выборов всё-таки не избежать. Даже, если представить, что в апреле сего года Дмитрий Азаров досрочно подаст в отставку, и голосование состоится в октябре. И для этих выборов у Николая Меркушкина (якобы) есть уже подходящий кандидат – Виктор Сазонов. Они давние друзья еще по разнообразным межрегиональным ассоциациям и прочим «посиделкам», к тому же нынешний спикер губдумы всегда имел репутацию человека лояльного власти и бесконфликтного. А наградой за его избрание станет изменение в уставе Самары – введение поста главы администрации с правом финансовой подписи. Сазонов получит то, что его всегда привлекало – статус и разнообразные представительские мероприятия, а Меркушкин – фактический контроль над хозяйственной деятельностью городской администрации. Впрочем, в последнее время «возникла» в связи с этим и кандидатура Дмитрия Овчинникова…
Не исключено, что сей план только один из нескольких вероятных сценариев. Действительно, не исключено…
Михаил Барклай
Комментарии (0)
Оставить комментарий