Погромщики и поборники всевозможных цветов и оттенков, идеологических заблуждений и конфессиональных ориентаций на самом деле - в отличие от авангардистов всех времён и народов, а тем паче благовоспитанных и рафинированных постмодернистов – являются не столько невменяемыми фанатиками, сколько радикальными ниспровергателями собственно культуры. Понятно, что за погромщиками стоят, сидят и лежат технологи-провокаторы, светские манипуляторы, религиозно-политические деятели и тоталитарно аффилированные бизнесмены. Речь не о заговорах и заговорщиках. А о мощной антикультурной тенденции, сегментом которой вместе с мусульманской «Атлантидой» становится и Россия.

Культура – это, прежде всего, язык и опыт преодоления, казалось бы, ещё вчера непреодолимых без насилия и агрессии конфликтов. Между мужчиной и женщиной, между земным и божественным, между культом и свободой, между удовольствием и долгом, между племенами и расами, богатыми и бедными, либералами и консерваторами et cetera. С этой точки зрения, фильм «Невинность мусульман» или французские карикатуры на ислам, равно как и акции Pussy Riot и концептуально-иронические выставки – это, конечно, высказывание, которое по природе своей сублимирует и отрицает всякое насилие. И, если что и провоцирует, то спор, полемику, которые всегда могут перейти в диалог. И через отрицание и утверждение именно туда и перейдут…

Так или иначе, но спровоцированная реакция агрессии взорвавшихся масс людей маркируется не словом «маргиналы», а словом «мусульмане», хотя значительная часть мусульман принадлежит культуре и с огромной тревогой наблюдает за происходящими процессами. Крайними проявлениями этой реакции становятся погромы и теракты. И направлены сегодня они на «выжигание» тонкого слоя культуры, отделяющего современного постиндустриального человека от ритуального «животного». По сути, попытка нынешнего безумия и есть тот самый экзистенциальный взрыв, о котором писали философы и художники сто лет назад. А вызван он невероятной сложностью вхождения культурно-экономических мировых окраин в единую планетарную цивилизацию, завистью, обидами и местью за тяжелейшую, сопровождаемую многочисленными поражениями, интеллектуальную и социальную конкуренцию.

В данном контексте эвфемизм «оскорбление чувств» в действительности означает не что иное, как отказ от культуры. Как обращение к первобытному культу силы. Последовательному, безжалостному и беспощадному. Цель которого – уничтожение противника, то есть европейской (она же евроатлантическая и христианская) культуры. Возврат в доиндустриальное средневековье акторам «мусульманского бунта» видится вполне логичным. Первое средневековье было доиндустриальным, второе будет постиндустриальным…

Забавно (до смертной дрожи) наблюдать, как театрально, как возбуждённо в этом квазивосточном экзистенциальном вареве пытаются участвовать новые российские ряженые консерваторы и фундаменталисты. Стремящиеся всего лишь навсего вывести себя из-под ответственности юридического права и демократических процедур ради сохранения или обретения пошлой земной власти над ресурсами. А также оправдания неприличного лакейства и циничного предательства, неизбежных на пути карьерного роста и обогащения.

На изнаночной поверхности «антикультурного вулкана» сейчас возник любительский фильм «Невинность мусульман». Фильм слабый, вторичный, второсортный. И многими до сих пор не виденный. Но если бы он даже был гениальным художественным произведением, это бы никоим образом не уменьшило массовую истерику «оскорбленных чувств», лишенных интеллекта. Более того, интеллект – науку, историю, культуру - отрицающих принципиально. Запрещающих высказывание и разрешающих насилие.

Вот и в веселой нашей России растет число региональных правоохранительных органов, требующих заблокировать доступ к картине, выложенной на YouTube и других сайтах. Среди них уже прокуратуры Санкт-Петербурга, Уфы, республики Алтай, Хакасии, Кабардино-Балкарии, Нижегородской, Мурманской, Томской, Омской областей, Хабаровского края и Ингушетии. В четверг к ним присоединилась прокуратура «густонаселенной» Чукотки, мягко говоря, попросившая четырех провайдеров, действующих на территории автономного округа, ограничить доступ к ролику «Невинность мусульман», передает РИА «Новости», до признания его экстремистским в установленном порядке. У нас это происходит так откровенно комично еще и от того, что полуграмотным и безнравственным борцам за нравственность кажется, что это очень по душе летающему со стерхами лидеру нации. Во всяком случае, так уж вышло, что российская – научная, техническая и художественная – интеллигенция при всей своей трусости и компромиссности не желает перебираться с проспекта Сахарова на Поклонную гору. И потенциально воспринимается в качестве «классового» врага патриархального по орнаменту внутренних декораций сырьевого режима.

США видит за происходящим у стен её зарубежных посольств спланированные провокации «алькаидных» группировок. А Франция, как страна классицизма и модерна, отвечает на погромное запугивание публикацией и защитой публикаторов карикатур на пророка Мухаммеда, объединившей на одном фронте защиты культуры от экзистенциального насилия и коммунистов, и либералов, и консерваторов. Предельно четко артикулирующих, что запрещать можно только насилие, а запрет на высказывание обладает тоталитарной природой и неизбежно будет распространяться на любые проявления свободы. То есть европейской цивилизации. То есть общечеловеческой культуры. И неизбежно завершится дикостью, которую способна контролировать лишь сила в самом примитивном её понимании.

А в родном и комическом нашем пространстве, пространстве заторможенном, но всё равно европейском, как бы не амикошонствовали господа Дугины, Прохановы, Чаплины и иже с ними, «воскресшие казаки» из числа вчерашних советских, атеистически воспитанных военнослужащих и просто служащих алчут порки участниц панк-молебна, плюют в Марата Гельмана [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]и срывают выставки актуального искусства. Любопытно, что выставка «Духовная брань» Евгении Мальцевой, открытию которой на московском «Винзаводе» так истошно ныне препятствуют «православные» (закавычиваю это слово потому, что многие культурные православные этих нуворишей от религии стыдятся) казаки, гораздо более христианская и консервативная, чем все оскорбленные «Богородицей, Путина прогони» вместе взятые. А эпиграфом к ней является изречение апостола Павла: “…наша брань не против крови и плоти, но против начал, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Я бы предложил нашим доморощенным оскорбленным выступить, в частности, с требованием законодательного запрета (как, к примеру, клонирования) публиковать и открытия ученых, обнаруживших манускрипт IV века на древнем коптском языке, который свидетельствует о том, что Мария Магдалина была женой Иисуса Христа…

С горькой, но анекдотической иронией стоит вспомнить еще одного великого провокатора Владимира Ульянова, который метко назвал Россию «слабым звеном в цепи капиталистических стран». После нулевых лет 21 века наша страна вновь находится в том же трагически расслабленном состоянии. На грани очередного уничтожения или убийственного перерождения. И угрожают ей не либералы, постмодернисты, протестанты и католики, а адепты – сознательные или чаще придурковатые - антикультурного экзистенциального культа традиционной силы и племенного домостроевского братства, благословлённых, по их мнению, вполне материальным тоталитарным «богом». Которые вольно или невольно подталкивают дезориентированное российское население «играть» на стороне псевдомусульманских толп, мечтающих рвать на части тела американцев и европейцев. Как когда-то был разорван озверевшей толпой гениальный русский человек Александр Сергеевич Грибоедов.

Даже не хочется рассуждать о том, что святое оскорбить невозможно, что вера – это, прежде всего, совесть и свобода, что предела запретам, если только начать, нет, что критическое мышление и есть главное свойство человека. Можно бесконечно долго продолжать перечислять все эти благоглупости. Только в ситуации нового эпистемного разрыва и языковой невменяемости оппонентов занятие сие сколь блаженно, столь и бессмысленно…

 Сергей Лейбград

 P.S. Среди многочисленных прокуратур, чиновников и депутатов, требующих запрета в сети ролика «Невинность мусульман», чудесным образом не оказалось пока представителей Самарской губернии. Тем не менее Засекин.Ру решил непременно узнать, что думают обо всём об этом весьма заметные и неравнодушные самарские деятели просвещения, журналистики и воспитания.

Протоирей Александр Урывский, настоятель Вознесенского собора: «Тот, кого этот ролик оскорбляет, просто не станет смотреть, а тот, кто хочет посмотреть, тот всё равно посмотрит»

- Как вы думаете, стоит ли запрещать «Невинность мусульман» для просмотра? В ряде регионов ролик был запрещён из-за того, что оскорбляет чувства верующих...

- Я думаю так: тот, кого этот ролик оскорбляет, просто не станет смотреть, а тот, кто хочет посмотреть, тот всё равно посмотрит. Поэтому, я думаю, нет смысла его запрещать.

То, что ролик оскорбляет чувства мусульман — это, конечно, нехорошо. Но мало ли в интернете всякой гадости? Что ж, позапрещать всё? В интернете и не останется ничего, если всю гадость запретить. Мне кажется, интернет — это такая вещь, которая изначально рассчитана на то, чтобы в ней всё, что угодно было: и приличное, и неприличное. Если бы речь шла о государственном канале, к примеру, было бы совсем другое дело. Тут государство, да, должно регулировать. Но интернет-то государство всё равно ничем не обуздает. Тут государство может только показать, что оно против разжигания межрелигиозной вражды — только в этом я вижу смысл.

- К ролику, на котором заснят панк-молебен группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, вы относитесь также? Не стоит его запрещать?

- В изображении того, что они сделали, нет ничего плохого. Порицают их за содеянное. Дело в поступке — понимаете? Вот один человек у другого ворует - грех. Но в том, чтоб изобразить воровство - нет ничего дурного. Само по себе изображение не ворует.

Роман Черкасов, кандидат филологических наук: «У запретительных тенденций аппетиты бесконечные»

- Стоит ли запрещать ролик «Невинность мусульман»?

- Запрещать, конечно же, не стоит. Я здесь стою на позиции просветителей XVIII века, которые считали, что всё должно быть доведено до всеобщего сведения, всё достойно публикации, а люди потом уже сами разберутся, что хорошо и что плохо, после того, как получат свободный доступ к любой информации. Почитают, подумают и решат.

- Власти, вероятно, боятся беспорядков и хотят их предотвратить...

- Не думаю, что у нас начнутся беспорядки. Они начались в мусульманских странах, но наша страна не мусульманская. А если и будут беспорядки, для их предотвращения есть полиция.

Я недавно прочитал интервью с Салманом Рушди, который когда-то опубликовал книгу «Сатанинские стихи», и это спровоцировало ряд конфликтов между фанатиками и не фанатиками. Некоторые издатели этой книги в разных странах, да и просто люди поддержавшие публикацию, были наказаны мусульманами - кто-то ранен, кто-то убит. Так вот интервьюер спросил Салмана Рушди, чувствует ли он за собой вину. Он ответил: почему я должен чувствовать вину? Это они — дикие, они убивают только за то, что кто-то издал книгу. А я писатель. Не моё дело — молчать. Моё дело говорить и называть вещи своими именами.

Поэтому запрещать ничего не нужно. У запретительных тенденций аппетиты бесконечные. Стоит только начать. Сегодня им не нравится карикатура на пророка Мухаммеда, завтра им Хрюша из «Спокойной ночи, малыши» не понравится, а ещё через день — распродажа свинины в магазине. Всегда найдутся готовые оскорбиться. Но свободу слова никто не отменял.

- Как причина для запрета ролика, называется оскорбление чувств верующих...

- На мой взгляд, этот повод надуманный. Оскорблённые, говорю, всегда найдутся. Взгляните на современное искусство. Даже если брать только фильмы, можно без труда найти шутки в адрес христиан. Иногда это шутки богохульные. И если идти на поводу у оскорблённых, нам придётся запретить всё подряд и ходить в кокошниках да с бородами до пояса. Но я не хочу жить в таком мире. Я хочу жить в мире, где можно шутить над религией, критиковать её, как какую-то конкретную или как религию вообще. Почему нет? В том мире, где этого нельзя делать, мне жить неинтересно. Это какой-то плохой и скучный мир.

Андрей Фёдоров, генеральный директор ЗАО «Коммерсант-Волга»: «Не хотите, чтобы они жгли и убивали — не провоцируйте их»

- Как вы думаете, почему в Самарской области власти не запрещают «Невинность мусульман» для просмотра?

- Наверное, у них нет времени, потому что они занимаются какими-то своими делами, а не делами, которыми занимается государство и которыми обеспокоен сейчас весь мир. Но это вообще традиционно для наших правоохранительных органов. Ну, видимо, не нашли времени.

- Нужно ли вообще запрещать ролик?

- Я считаю, доступ, как минимум, к этому ролику нужно перекрыть. Если невозможно перекрыть доступ к «Невинности мусульман», нужно перекрыть доступ к YouTube вообще. Это необходимо сделать. Я считаю большим скотством оскорблять чувства и убеждения двух миллиардов верующих людей. Да и не в количестве даже дело — нехорошо это, оскорблять.

В случае с роликом «Невинность мусульман», я думаю, имеет место явная провокация. Поэтому действовать нужно очень жёстко и резко. Наблюдая за ситуацией, я сделал для себя вывод, что заказчики всего этого безобразия — говорить не хочется, но я догадываюсь, кто это — используют традиционную манипуляцию. Обратите внимание, сейчас на всех так называемых оппозиционных телеканалах и радиостанциях во всю обсуждается, какая плохая власть, которая грозится и уже начала перекрывать доступ к тем сервисам, на которых находится эта безобразная поделка. Это манипуляция. Я думаю, на это не нужно обращать внимания. Потому что, как и любая манипуляция, она направлена на запутывание причин и следствий. То, что сейчас, как и многие страны, Россия вынуждена перекрывать доступ к некоторым ресурсам из-за размещённого там безобразного провокационного ролика, связано не с тем, что негодяи — мы, а с тем, что некие на самом деле негодяи создали это и разместили, а другие, тоже негодяи, делают вид, что они очень демократичные и либеральные, и не имеют абсолютно никаких юридических возможностей, чтобы ролик убрать с сайта. Не имеете такой возможности? Не хотите этого сделать? В таком случае в нашей стране не будет вашего YouTube. И пусть ваша компания, Google, несёт миллиардные убытки. Я считаю, что здесь нужно поменьше говорить и больше делать. С такими вещами нужно бороться экономическими методами, потому что заказчики этой поделки слишком хорошо знают цену деньгам — это единственный их бог. И бить их надо, в первую очередь, деньгами. Ах, вы такие демократичные и либеральные и не можете ничего поделать? Тогда получите миллиардные убытки.

- Руководствуясь беспокойством за чувства верующих, можно запретить очень многое...

- В каждом конкретном случае, нужно смотреть, о чём идёт речь. В данном случае, я думаю, нужно поменьше разводить демагогию и навсегда зарубить всем на носу, что всё, что связано с религией, не должно быть подвергнуто таким вещам, как этот ролик, как карикатуры на пророка Мухаммеда во французских журналах, как, в конце концов, недавняя выходка трёх девок в Храме Христа Спасителя, за которую они получили по два года тюрьмы. Религиозные чувства миллиардов людей не должны терпеть таких провокаций. Это, кстати, касается и выставки господина Гельмана. Я, правда, считаю, что запрещать её не нужно, но я бы лично господину Гельману морду разбил с удовольствием.

- Запрещать ролик — значит, идти на поводу у экстремистов. Вы не находите?

- На YouTube сейчас размещён безобразный провокационный ролик — это и есть экстремизм. О чём мы с вами говорим?

- В нескольких мусульманских странах толпы отреагировали на «Невинность мусульман» разрушениями и убийствами, в том числе, американского консула. Сейчас запрещать ролик из-за этого — не значит идти на поводу у них?

- Мусульмане такие, какие есть, какими всегда были. В силу своей религии, своих национальных особенностей они таковы. Вы их не переделаете. Не хотите, чтобы они жгли и убивали — не провоцируйте их.

Наталья Боброва, доктор юридических наук, специалист по Конституционному праву: «Возможно, и правильно, что запрещают, но в том, как это делается, есть элемент полицейского усмотрения»

- Как вы думаете, нужно ли у нас в регионе запретить ролик для просмотра?

- Я не видела ролика. Меня скорее интересует не он, а субъекты РФ, которые его уже запретили. Если бы была, к примеру, общественная комиссия, в составе которой были бы уважаемые обществом люди, как это делается за рубежом — это возможно. Но когда это делается административным ресурсом, усматриваются признаки полицейского государства. С чем боролись, на то и напоролись.

- Возможно, у властей таких регионов не было времени проводить общественные слушания, они боялись беспорядков?

- Я допускаю, что в ролике может быть что-то провоцирующее мусульман на беспорядки. Конечно, если какие-то ролики нарушают права других людей, то запрет во благо. Но ведь запрет предусматривает судебный порядок рассмотрения, а не административный. Это должен быть либо суд, либо какой-то нравственный комитет, но последнего у нас нет. Остаётся суд. А административный запрет — палка о двух концах. Сегодня правильно запретят, а завтра? Завтра могут и неправильно. То есть, возможно, и правильно сделали, что запретили, но в том, как они это сделали, есть элемент полицейского усмотрения.

Дмитрий Сивиркин, депутат Самарской губернской думы: «Я не смотрел «Невинность мусульман». И не стал бы смотреть, даже если бы его специально мне преподнесли»

- Я не смотрел «Невинность мусульман». Не смотрел, и не стал бы смотреть, даже если бы его специально мне преподнесли. Как я могу комментировать то, чего я не видел?.. То, что ролик оскорбляет, насколько я понял, чувства верующих — это, конечно, нехорошо. Но более мне нечего сказать.