Самарское региональное отделение партии «Единая Россия» 31 июля провело в стенах дружественного ей «Международного института рынка» отчётно-выборную конференцию. Выбирали секретаря областного отделения. Корреспондент портала Засекин.Ру Наталья Головина постаралась передать атмосферу этого политического представления.

За полчаса до начала мероприятия в тесных коридорах учебного заведения уже толпились люди – весёлые, бодрые, готовые в очередной раз продемонстрировать чудеса партийной демократии. Университет превратился в рукопожатие зелёных бейджей «гость», «делегат», «депутат», «пресса». Я сунула свой «отличительный знак» под край свободной футболки и направилась в зал. Внутри было душно, всё заполонили запахи и пиджаки. Рядом кто-то шутил, что сегодня аншлаг. 168 делегатов на крохотный зал с тремя окнами. Два свободных места с краю на последних рядах – то, что надо. Уточняю у рядом сидящего пузатого мужчины в кислотно-зелёного цвета рубашке, свободны ли желанные мною места. «Вообще-то здесь места для глав муниципальных районов», – шипит мне рубашка. На секунду мне показалось, что он сказал «для главных паханов». Но быстро опомнилась: здесь же собрались «лучшие люди региона», члены «партии власти»… Улыбаясь, удаляюсь в проход. В нём я и ещё примерно десять человек провели два с половиной часа съезда.

Первым слово взял вице-губернатор Алексей Бендусов, который сообщил, что губернатор «в рабочей поездке», поэтому его приветствие зачитает он сам. Во время речи Бендусова «кислотная рубашка» изучала партийную прессу. Взгляд из-под очков был сосредоточен и напряжён. «Если мы сами не сделаем выводы, – тем временем зачитывал вице-губернатор, – их сделает избиратель <…> Самое время выстраивать мосты доверия между властью и обществом». Какие правильные речи! Но мои мысли, отчего-то, не разделял зал. Женщины шептались и хихикали, как подружки-школьницы на скучном уроке, мужчины уткнулись в газеты или были заняты общением.

Александр Хинштейн, сидевший за столом на сцене, улыбался своему планшету. Может, вспоминал, как только что сказал журналистам, что выбор фигуры секретаря реготделения будет безальтернативным? Или переписывался в твиттере с Навальным? Или с Олегом Саитовым, сжавшем в руках свой планшетный компьютер и воровато глядящим по сторонам? Незаметно для меня слово перешло к Александру Фетисову.

«36 тысяч 504 жителя Самарской области состоят в партии «Единая Россия», – рассказывал секретарь Самарского регионального отделения партии «Единая Россия», председатель Самарской городской думы.

Глядя по сторонам, я обнаружила руководителя департамента по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики самарской мэрии Татьяну Шестопалову. Она почему-то оказалась на месте для районных глав. Закинув ногу на ногу, г-жа Шестопалова о чём-то увлечённо беседовала с соседкой.

Дмитрий Азаров тем временем раскраснелся от духоты и всё пытался что-то разглядеть на экране депутата Госдумы, потом решился влиться в общий гул и заговорил с Хинштейном.

В целом, пришедшие развлекали себя как могли. Двое мужчин, сидевшие неподалёку от места, где я стояла, передразнивали Александра Фетисова, вставляя каждые пять минут коронную фразу секретаря регполитсовета «поступило предложение». Кажется, я где-то видела этих весельчаков. Сотрудники мэрии? Тем временем глава Самары Дмитрий Азаров и депутат Госдумы Александр Хинштейн заметно развеселились. Оба были красные (не в политическом смысле, разумеется) и довольные. О чём они шептались – загадка.

«Случилась любовь между общественниками и партией «Единая Россия», - отвлекли меня слова с трибуны. На сцене стояла будущий кандидат на довыборах по 35-му округу самарской гордумы от ЕР Ирина Кочуева. - А первая любовь не стареет и не ржавеет». Азаров уже не стесняясь переключился на разговор с кем-то в первом ряду зала. «Хоть одна другая партия предложила нам сотрудничество?!», - негодующе восклицала русоволосая Кочуева. Картинка стала сливаться воедино. Стоять в проходе в душном зале становилось невыносимее. Пришедшие обмахивались папками с логотипом «ЕР». Олег Саитов вообще спешно выбежал из зала, вроде, с мобильным телефоном. Но до конца конференции так и не вернулся.

Затем на сцену вышла Светлана Рысина из Жигулёвска. Она читала текст по бумажке, что не помешало ей запнуться несколько раз. Тем не менее, на какое-то мгновение ей удалось отвлечь однопартийцев от своих дел. «Вы знаете, Александр Борисович, - произнесла с восхищением Рысина, - я Вас слушала, и у меня было ощущение, что мы вместе готовили доклад вчера!» Зал засмеялся. Выступающая начала расхваливать единоросов и, видимо, несколько затянула свои дифирамбы, потому что рядом со мной послышались неприличные реплики недовольных однопартийцев Рысиной.

С начала конференции прошёл уже почти час. Зал схватился за телефоны и начал активно эсэмэсить. Но Хинштейну удалось сконцентрировать внимание на себе. Его слушали. Депутат повторился, что выбирают «Александра Фетисова безальтернативно». «Да утвердить, и всё, его», - тихо шутил мужчина в зале, намекая, что ни к чему тратить столько времени на приветственные слова, разговоры и уж тем более на тайное голосование. «Зачем же Вы всё рассказываете?! Должна сохраняться интрига!», - с сарказмом отвечал ему собеседник с ряда ниже.

Интрига. Конечно, интрига была. Она заключалась лишь в одном – кто стал техническими кандидатами на должность секретаря регионального политсовета «ЕР». Эта тайна была раскрыта спустя полтора часа съезда.

Первым стал аспирант юридического факультета Самарского государственного университета, директор муниципального учреждения «Самарский городской молодёжный центр» Сергей Бурцев. «Важно, что на выборах президента я был доверенным лицом Владимира Владимировича Путина», - серьёзно произнёс молодой человек, заставив тихонько засмеяться Александра Хинштейна. Дальше было много высокопарных слов, которые аспирант резюмировал фразой, что он реалист и поэтому «вполне допускает», что ему не удастся победить.

Вторым «кандидатом» оказался председатель благотворительного фонда «Солидарность», блогер Сергей Каримов. Он рассказывал однопартийцам о том, что «Единой России» не хватает в сети, приправляя речь ругательствами в адрес системной оппозиции. «Мне Зюганов, Миронов и Жириновский напоминают героев фильма «Кавказская пленница» Труса, Балбеса и Бывалого», - говорил Каримов. Впрочем, профессиональным троллингом делегатов конференции его выступление назвать сложно. Некая искусственность в его выступлении чувствовалась даже внешним наблюдателям.

Речи кончились. И 168 делегатов получили свои бюллетени для тайного голосования. Объявили перерыв. Усталые журналисты ошивались в коридоре, задавая заранее заученные вопросы новому-старому секретарю регполитсовета «Единой России» Александру Фетисову, который утверждал, что интрига есть. Да, интрига есть. За Фетисова отдали 125 голосов, юный Бурцев получил 16, а блогер Каримов – 23. Действительно неожиданно.

Так, за полтора часа Александр Фетисов показал, что влияния на партию власти в Самарской области он не утратил. Несмотря на смену губернатора и последовавшие после этого события перегруппировки групп влияния.

Наталья Головина