В Государственную думу внесён законопроект «О кинематографии в РФ», предполагающий разделить фильмы на национальные, совместного производства и иностранные. Этот документ, внесённый членом фракции ЛДПР Дмитрием Литвинцевым, предполагает финансирование национальных фильмов государством в отдельных случаях до 100%, а также запрещает снимать на территории России иностранные фильмы. Доля зарубежных фильмов в отечественном прокате, по мнению разработчиков закона, не должна превышать 20%.

Эту новость для портала Засекин.Ру прокомментировал культуролог Виктор Долонько.

- Разделение фильмов на национальные, совместного производства и иностранные существует и сейчас на уровне подзаконных актов. Таким образом, законопроект, предложенный Дмитрием Литвинцевым, фиксирует существующее положение вещей.

Я считаю, что закон о кино крайне необходим. Потому что кинематография – это синтетический жанр, который связан с колоссальным количеством различных направлений, как в сфере культуры, так и в отраслях сферы реальной экономики. Очень многие вопросы здесь до сих пор не отрегулированы, что, я надеюсь, и исправит закон о кино.

К великому моему сожалению, спекуляция, которая началась в средствах массовой информации, не будет способствовать нормальной обстановке вокруг закона о кино.

- Законопроект, кроме того, предполагает ввести двадцатипроцентный лимит на прокат иностранных фильмов...

- Проблема квотирования иностранных фильмов, на самом деле, обсуждаемая. Вопрос же не в этом. Вопрос в том, что государство сейчас в равной степени даёт льготы, связанные с кинопрокатом, и отечественным, и иностранным кинопроизводителям. Отечественные кинопроизводители и законодатели хотят разделить эти категории. То есть хотите – катайте. Но почему мы, налогоплательщики, должны субсидировать всю продукцию, в том числе, класса «Д», то есть сделанную дураками для дураков? Сейчас обсуждается, что, собственно, будет попадать под льготное квотирование, а что не будет.

На мой взгляд, инициатива законодателей, вообще говоря, правильная. Существует очень простые критерии определения качественного кино. Это, например, так называемое фестивальное кино или кино, которое является экранизацией произведений, называемых классическими. И, на мой взгляд, разумно сохранить льготы на такое кино, а вот голливудский кинопрокат мы субсидировать не обязаны.

Кроме того, никто не говорит, что эти 20% вводятся сразу. В процессе обсуждения закона о кино кинематографисты предложили постепенно, в течение не одного и даже не пяти лет, вводить лимит. Потому что все понимают, что прокат отечественных и зарубежных фильмов в соотношении 80% к 20% - это невозможно. Не думаю, что двадцатипроцентный лимит войдёт в закон. Скорее всего, в закон войдут некие требования к качеству. А количество войдёт в подзаконный акт.