В Самарской области застопорилась работа над законопроектом о приоритетном зачислении второго и последующих детей в ту же школу, где учится первый ребёнок из той же семьи. Об этом заявил министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян.

По его словам, областная прокуратура дала отрицательное заключение на законопроект, представленный Самарской губернской думой. Инициативу передали федеральному министерству. Там региональное подразделение также не поддержали. Однако авторы документа обещают дальше работать над решением вопроса.

Речь о законопроекте идет еще с июня 2018 года. Впервые его предложили на заседании комитета по образованию губдумы области. Поправки, которые предлагали внести, должны были гарантировать приоритет при поступлении в школы. 

Больше всего в решении этого вопроса переживали за многодетных родителей. Ведь детей нужно развозить и забирать со школ. Плюс это разные учителя и, соответственно, разные требования. Поэтому депутаты и чиновники были уверены, что дети из одной семьи должны учиться в одной школе. 

Тогда же придумали приоритет по тому, что близнецы не должны не то, что в разных школах учиться, а даже в разных классах. 

Но областная прокуратура провела экспертизу и посчитала, что подобные приоритеты нарушают права других детей. По их мнению, необходимо следовать требованиям только федерального закона, и этого будет достаточно. По нему в школу устраивают льготников, которые проживают в микрорайоне, и только потом, при наличии свободных мест, в школу берут остальных желающих.

Авторы законодательной инициативы опирались на уже действующий в Санкт-Петербурге закон, согласно которому в школы в первую очередь зачисляются близнецы, тройняшки, дети из одной семьи и дальше — уже федеральные льготники. Они руководствовались еще и тем, что детям, которые учатся в разных школах, якобы может быть нанесена психологическая травма. 

Необходимость подобного нововведения «Засекин» обсудил с практикующим психологом, гештальт-терапевтом Александром Медведевым.

— Если говорить о практике, то дети, которые учатся в разных школах, но живут в одном доме, не сильно страдают от разлуки. Есть случаи, когда детям тяжело, но чаще всего это связано не с фактором самой разлуки, а скорее психологическим состоянием ребенка. Например, если у него психоз, его может раздражать что угодно, и бороться в таком случае нужно с психозом, а не потакать ему и просто помещать ребенка в нужную школу к брату, — объяснил собеседник.  

Психолог также уточнил, что в семьях, где дети оба ребенка — подростки, но разница у них один-два года, одна школа может привести к психологическому угнетению одного или другого. Чаще всего это связано с социальным статусом, реже встречаются дружественные отношения, потому что в пубератном периоде гормональный фон играет большую роль. 

— Если один ребенок спортсмен и лидер, а второй нет, но у него перед лицом постоянно маячит успех первого — это может привести к депрессии и недопониманиям, которые уже перейдут на уровень семейных отношений и в дальнейшем могут лечь в основу серьезных проблем между родственниками во взрослой жизни. В моей практике была только пара таких случаев, но это не значит, что такое редкость. Плюс детям, если им уже 7 лет, когда они идут в школу, можно спокойно объяснить, почему они не учатся вместе. Если при принятии этого решения руководствуются исключительно психологическим состоянием ребенка, в таком случае стоит зачислять вместе с братьями и сестрами лучшего друга или подругу по лестничной площадке, ведь иногда с чужими детьми крепче завязываются отношения, чем с родственниками, — подытожил Александр Медведев.