Компания «Транснефть», осуществляющая свыше 90% всей транспортировки нефти в России, опубликовала в четверг на своём официальном сайте список регионов, в которых наиболее остро стоит проблема врезок в нефтепровод. Самарская область в этом списке занимает первое место, опережая по числу и объёмам воровства углеводородного сырья все другие субъекты Федерации.

Эту новость для портала Засекин.Ру прокомментировал сопредседатель Совета международного социально-экологического союза Сергей Симак.

- Проблема эта стоит очень остро, особенно в тех регионах, где есть продуктопроводы большой протяжённости. Самарская область является одним из таких регионов. Кроме того, область является одной из наиболее плотно населённой в Российской Федерации. В сочетании этих двух факторов и кроется источник проблемы.

Если в сибирских регионах нефтепроводы проходят тысячи километров по пустынным местам, где нет людей, а даже если кто-то туда выберется, то у него не будет возможности вывезти ворованную нефть, то в Самарской области всё намного проще. Поэтому таких врезок достаточно много. Службы безопасности компаний, которым принадлежат нефтепроводы – у нас это в первую очередь «Транснефть» - пытаются этому противодействовать. Проводиться постоянное патрулирование вдоль нефтепроводов. Однако далеко не всегда удаётся выявить своевременно эти врезки. Особенно, если и сами сотрудники службы безопасности действуют по принципу «что охраняю – то и имею».

С одной стороны, это просто хищение. Как с любыми уголовными преступлениями, с ним нужно бороться правоохранительным органам. Но есть и другая сторона. Так как эти врезки совершаются нетехнологично, «на коленке», вероятность аварий весьма высока.

Когда нефтепродукты попадают в окружающую среду, это приводит к достаточно серьёзным губительным последствиям. И нефть, и мазут токсичны. Токсины вызывают гибель организмов почвы и водоёмов. При попадании в водоёмы нефтепродукты покрывают их поверхность плёнкой, что приводит к заморному явлению, так как полностью перекрывается поступление кислорода. Загрязнённая территория, конечно, с годами освобождается от нефтепродуктов, но тяжёлые металлы, которые входят в состав нефти и мазута, никуда не деваются. Территория, если не навсегда, то очень надолго остаётся загрязненной тяжёлыми металлами.

Случаев аварий на нефтепроводах, связанных с хищением нефти, к сожалению, очень много. Бороться с ними можно только общим наведением порядка на трубопроводах. За состояние этих трубопроводов отвечает компания-собственник. В данном случае это «Транснефть». Она обязана обеспечить недопущение утечек нефти, которые губительно сказываются на окружающей среде.