9 января вступил в силу ряд изменений в страховой системе ОСАГО. Естественно, не обошлось без повышения цен: и нижний и верхний пороги тарифного коридора увеличились на 20%, чем многие страховые компании сразу и воспользовались. В Самарской области не все компании подняли цены одинаково, что привело к достаточно интересной ситуации.

— Если сейчас какой-то человек думает: «Мне всё равно где оформлять ОСАГО», то его время ушло, с 9 января цена полиса стала абсолютно разной в разных компаниях. Потому что они используют единую методику, но базовые ставки по населённым пунктам могут быть разные. И разница между ценами в разных населённых пунктах может достигать больше 1000 рублей, как раз за счёт того, что именно базовая ставка привязана к территории, но не к региону, а к конкретному населённому пункту, — объясняет суть нововведения владелец агентства «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев.

Но, в целом, даже возможность изучить ситуацию и найти город или посёлок, где ОСАГО можно сделать дешевле, не повлияло на начавшийся в 2008 году и не прекращающийся до сих пор отток людей из системы базового автострахования.

Количество незастрахованных транспортных средств только на первый квартал прошлого года достигал по России 35%. Сейчас же, по расчётам г-на Кокорева, он может достигнуть 40% — это колоссальная цифра, и это большая проблема как для автомобилистов, так и для страховых компаний.

Не спасают от оттока клиентов из ОСАГО даже, казалось бы, прогрессивные изменения в системе. Так, по примеру КАСКО индивидуализируется подход к автовладельцу в рамках коэффициента «Возраст/стаж» — вместо 4 пунктов вводятся 58, вследствие чего водители от 30 лет и с более чем 10-летним стажем могут получить некоторую выгоду при подсчёте индивидуального тарифа.

Начисление коэффициента безаварийного вождения «бонус-малус» тоже потерпит изменения. По словам собеседника, люди, владеющим несколькими ТС, будут получать одинаковую скидку на оформление полисов на все машины. Как это будет работать — пока непонятно, однако заявляется, что из всех коэффициентов единым будет считаться самый низкий.

Но даже эти, казалось бы, неплохие изменения не останавливают уменьшения количества покупающих ОСАГО автовладельцев. И неизвестно, остановит ли его увеличение штрафов за езду без страховки. А насчёт «усовершенствованных» дорожных камер, проверяющих наличие страховки, Олег Кокорев отзывается скептически.

— Много говорится о технических средствах, о том, что камеры будут захватывать эти машины и штрафовать водителей, но пока на уровне программ и компьютеров МВД всё это не работает. Даже в Москве. В Москве пока, как я понял, работают только физические акции, когда инспекторы ГИБДД останавливают на улицах всех подряд и массово выявляют фальшивые полисы.

Однако работы для инспекторов со временем вряд ли станет меньше. И виной этому не только постоянно повышающиеся цены.

— Надо учитывать, что вклад в выталкивание из системы ОСАГО потребителей внесли и сами страховые компании. Они выбрали себе оптимальный сегмент потребителей, которые гарантируют им прибыль, и вычистили эту систему, а другим людям затруднили покупку ОСАГО, и многие просто устали бороться со страховыми компаниями. У них есть деньги на ОСАГО, но они не могут купить эти полисы, они устали от того, что приходят в офис, а им говорят: «Нет бланков». Устали от того, что на сайтах по несколько дней пытаются купить эти полисы, а у них ничего не получается. Этим людям пока что зелёный свет никто не даёт, то есть система ОСАГО остаётся в интересах страховых компаний, они сейчас могут регулировать стоимость ОСАГО, у них гарантированная прибыль в ОСАГО, и они не спешат пускать туда людей. — резюмирует собеседник.