МЧС России внесло Самарскую область в число регионов, имеющих наибольший риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения. Об этом говорится в ведомственном прогнозе чрезвычайной обстановки на 2013 год.
Выводы министерства прокомментировал для экспертного портала Засекин.Ру руководитель МБУ «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления», Председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских.
- Вы согласны с прогнозами ведомства?
- Я согласен с прогнозами МЧС. Обстановка в Самаре и в Самарской области очень серьёзная, потому что, действительно, изношенность сетей страшная, инвестиции не идут и никто особенно не занимается нашими сетями. Меня настораживает тот факт, что «Самараводоканал» и «Тепловые сети» передали частной организации «Самарские коммунальные системы». У меня большие сомнения на счёт того, справятся ли они с тем хозяйством, которое получили на 35 лет аренды. Судя по тому, что проходило в том году, нет. Они начали заниматься перекладкой тепловых сетей, было переложено порядка 4 километров сетей всего лишь. Это очень мало, если компания пойдёт дальше теми же темпами, аварий нам не избежать. Меня очень настораживает, что сторонняя организация получила в пользование наши системы.
- За аварии, будущие и случившиеся, кто-то будет нести ответственность – чиновники или названная сторонняя организация?
- Губернатор сказал, что будет заниматься ЖКХ и это серьёзная отрасль, спрос по которой будет особым. Так что я думаю, что да. Мне кажется, настало то время, когда за ЖКХ в нашей области возьмутся. И позиция губернатора, и позиция мэра в этом отношении, и профильного министерства внушают мне оптимизм. Я надеюсь, что какие-то изменения будут.
Есть ещё один момент, который нельзя замалчивать. Наши дома требуют капитального ремонта, постоянного обслуживания. Мы критикуем управляющие компании, и где-то правильно критикуем, но те средства, которые мы выплачиваем на содержание общего имущества, на сегодняшний день явно не достаточны. Нужно повышать плату за жилищные услуги и решать вопрос более эффективного использования этих денег. Потому что одно дело – какие-то магистральные трубопроводы, квартальные, но в домах также могут произойти аварии.
- Но оплата у нас повышается с пугающей регулярностью…
- Она поднимается не так сильно, как, например, тарифы на коммунальные услуги. Тарифы растут гораздо быстрее, чем плата за содержание общего имущества. Федеральное правительство должно установить стандарты видов работ по обслуживанию общего имущества. Тогда будет какая-то определённость. Я понимаю, что это не популярная мера – повышение платы за содержание жилья, но всем надо понимать, что без этого мы ничего не сделаем. Потому что если мы сегодня не будем вкладывать деньги в содержание дома, потом придётся вкладывать ещё больше, когда этот дом рухнет. И нужно более эффективно тратить эти деньги.
- Возможно ли повышение эффективности без обеспечения должного контроля над этими средствами?
- Конечно, если повысятся суммы, должен повышаться и контроль над расходованием этих средств. Вот тогда это будет комплексный подход, деньги пойдут на содержание дома, тогда мы что-то сможем сделать. В будущем будет стоять вопрос о проведении капитальных ремонтов, деньги на это нужно будет собирать.
- Вы верите, что подобный контроль возможен в нашей ситуации?
- Сейчас созданы советы многоквартирных домов. И мне вот постоянно названивают председатели советов, которые болеют за свои дома и пытаются что-то сделать. Мы пытаемся работать с управляющими компаниями, и что-то сдвигается с места. Если раньше всем было безразлично, то сейчас люди понимают, что если они сами не решат этот вопрос, никто за них его не решит. Мы должны каждый почувствовать себя собственниками. И нужно делать акцент на обязанности собственников – мы должны содержать дом в безопасном состоянии. Я понимаю, что сегодня никому не хочется больше платить, потому что никто не верит, что эти деньги пойдут по назначению. Но если мы будем платить больше, мы будем и требовать больше, и контролировать лучше.