Психолого-вокалографическая экспертиза свидетельских показаний юристов ОАО «Тольяттиазот» может стать доказательством их вины как обвиняемых по ч. 1 ст. 185 УК «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг». Проанализировав их жесты, слова и мимику, психологи пришли к выводу, что некоторые показания даны «по заранее разработанному сценарию», что свидетельствует «о вероятности сознательного искажения, утаивания информации».
Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировала кандидат психологических наук, доцент Самарской академии государственного муниципального управления Алла Гудзовская.
- Можно ли на основании подобной экспертизы прийти к выводу о виновности или невиновности обвиняемых?
- Прецеденты такие есть, экспертизу используют. Иногда по составу речи принимаются какие-то решения. Например, принимают решения о самоубийстве или имитации самоубийства. В принципе, это возможно, хотя и не всегда применяется. По этой экспертизе не всегда можно точно принять решение, но иногда – с большой вероятностью.
- Эксперты говорят о том, что в настоящее время нет методик, позволяющих сделать гарантированный вывод: лжёт человек или нет…
- Нет официальных методик, которые были бы утверждены и получили широкое распространение именно как официальные. Они могут применяться для служебного использования, но, скорее, применяются в процессе производства дела, расследования. Также, возможно, их применяют для оказания давления на обвиняемую сторону. Но по таким экспертизам нельзя точно определить содержание эмоции. Экспертиза выявляет тревогу, но не может точно сказать, чего она касается – здесь могут быть варианты. 100% ответ не может дать ни одна экспертиза.
- Однако экспертизы используются в практике делопроизводства?
- Используются, но достаточно редко, потому что они очень трудоёмкие и требуют значительного времени. Это разбиение записи на секундные или миллисекундные отрезки и их анализ – это очень трудоёмкая работа.