В минувшее воскресенье состоялся Второй самарский гражданский форум. Представители различных оппозиционных сил собрались для того, чтобы подвести итоги протестного года и обсудить варианты дальнейших действий.

В качестве экспертов на форуме выступали политики, общественные деятели, гражданские активисты, политологи и социологи. Среди выступивших экспертов был и поэт, публицист и телеведущий Сергей Лейбград.

- Я хотел бы начать с такой фразы: «Даже если нам нечем гордиться, нам всё равно есть чем гордиться». Сегодня здесь подводят итоги и говорят о том, что мы чего-то добились, кого-то победили, власть в тупике. Если мы добились того, что Путину наступил седьмой десяток лет, то это огромное наше достижение. И в том, что у него позвоночник заболел, заслуга вчерашнего марша в Самаре, это стало последней каплей... Я не хотел бы драматизировать ситуацию, но нам необходимо понять, что произошло. Нужно признать, что мы все потерпели серьёзное, безусловное поражение. Если говорить о гражданском обществе, в какой-то обострённой форме, я полагаю, что жители Российской Федерации не являются гражданами. Мы – не граждане, поэтому у нас не возникает гражданского общества, у нас нет гражданских прав, самых значимых и важных, самых фундаментальных.

За этот год мы получили целую серию постыдных, позорных, и политически и эстетически, запугивающих законов, которые уже приводят к каким-то болезненным последствиям. Мы пришли к тому, что за этот год в нашей стране появились, действительно, политические заключённые. Для того, чтобы этой власти, этому режиму защищать себя, появился идеологический вброс, это был тест на наше гражданское сознание – клерикализация общества. И в данном случае, как бы кто ни относился к Pussy Riot, это одно из центральных событий протестного года. Процесс над Pussy Riot показал, что наша страна готова жить «по понятиям». Это говорит о том, что закона у нас нет.

Это замечательно, что мы здесь сегодня встретились, и ещё будем встречаться. Но уже складывается ощущение, что у нас появилась какая-то маленькая профессия – участники гражданского форума. И мы теперь, как выпускники, будем периодически встречаться. Важно не стать участниками каких-то мифологических славных событий. Есть такой привкус у происходящего, мы встречаемся уже и поэтому почти герои. Это, конечно, смешно.

Были и позитивные изменения. Год назад проявилось новое поколение. Это молодые люди, которые попытались в новых формах, карнавальных, балаганных, заявить о себе, это арт-оппозиция. У нас опять возникает диссидентство или нео-диссидентство. В силу того, что настоящая общественно-политическая борьба невозможна, она возможна лишь как симуляция, возникает новая частная жизнь, новое диссидентство, новые частные институции, некая параллельная реальность. А говорить о том, сильная или мягкая сегодняшняя диктатура, это сейчас разговор для бедных, каковыми мы, в принципе, и являемся.

Стоит сказать и о том, что у нас нет так называемого самоуправления. И то, что приехал Николай Иванович Меркушкин, и то, как это было сделано, и как жалко выглядела наша самарская элита, говорит о том, что никакого местного самоуправления нет. Но есть неотвратимое взаимодействие с государством. Оно неизбежно, потому что больше не с кем взаимодействовать. Для того, чтобы реализовывать какие-то социально значимые вещи приходится взаимодействовать с государством, если оно соизволит с нами взаимодействовать.

Мы постоянно заговариваем себя какими-то объединениями. Но сейчас, похоже, наступило время разъединения. И это показывает наш форум. Десакрализация власти не произошла. Она у нас надпартийная, это некая какая-то власть вообще. Эта власть корпоративно-авторитарная. И когда для кого-то произносится: «сильное государство», «армия», «борьба с коррупцией» - это на кого-то воздействует магически, хотя является демагогической галлюцинацией. Это власть не политическая, и население с этим соглашается. И мы должны сделать шаг и потребовать, чтобы мы – не граждане, стали гражданами.

А ещё принципиально сделать хотя бы один вменяемый жест собственно самарский. Сформировать здесь у нас «список Кутузова», чтобы хотя бы поименно называть тех, кто считает  и делает нас бесправными негражданами - от полицейских, судей до чиновников и депутатов.