Рейтинг устойчивости российских регионов за сентябрь 2017 года опубликован сегодня на сайте прокремлёвского фонда. Самарская область, потеряв в нём сразу полбалла, оказалась на четвёртом месте снизу. Хуже дела с «устойчивостью» обстоят только в Дагестане, Северной Осетии и Приморском крае.

«Однако естественно, что по мере роста числа назначений становится всё более затруднено публичное оформление новых «назначенцев» с точки зрения какого-либо одного профессионального, отраслевого, имиджевого или возрастного критерия. Заметно отличаются и оценки новыми врио итогов работы предшественников – очевидное дистанцирование в Самаре, мягко-негативное – в Красноярске, Нижнем Новгороде и НАО и, можно ожидать, подчеркнуто комплиментарное в Дагестане. Интересно, что новые врио глав регионов вряд ли будут демонстрировать единый подход в отношениях с элитными группами, находившимися в последние годы в оппозиции. Если в Самарской области взаимодействие с ними вполне ожидаемо и естественно, то в Нижегородской области сложилась более драматичная ситуация: информационная кампания с участием ЛДПР при медийной поддержкой части бывшего руководства Нижнего Новгорода прочитывается рядом экспертов как попытка ослабить возможности врио губернатора по самостоятельному управлению внутриполитическими процессами в регионе», - с видом знатока рассуждает во вступлении к сентябрьскому Рейтингу устойчивости российских регионов президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

Помимо досрочного прекращения полномочий губернатора Николая Меркушкина, внезапно ставшего ни кем-то там, а спецпредставителем президента России по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов, и назначения временно исполняющим обязанности губернатора Дмитрия Азарова устойчивость Самарской области на этот раз подкосили «арест директора Приволжского центра общественного мониторинга Николая Явкина, обрушение части потолка в самарской школе №46, закрытие на карантин самарских школ из-за вспышки менингита и повреждение при проведении земельных работ газопровода в Чапаевске, оставившее без газа 8,5 тысяч жителей».

«В Самаре после снятия Меркушкина весь вечер город гулял – социальное самочувствие повысилось, и стало можно говорить об образе будущего. Все эти кадровые перемены связаны с поисками образа будущего», – отметил, комментируя «Ведомостям» итоги сентябрьского рейтинга «Петербургской политики», политолог Константин Калачёв.

Стоит напомнить, что именно фонд «Петербургская политика» два месяца назад поместил Николая Меркушкина в первую тройку «Индекса активности глав регионов по продвижению образа будущего». В ненаучном, но фантастическом представлении главного самарского маховика о будущем были отмечены, в частности, замысел «очень сильно разгрузить дороги Самары, если соединить все мосты сплошной трассой», а также объединить «для развития семеноводства в единый кластер Самарской сельхозакадемии, Безенчукского института сельского хозяйства и НИИ имени Константинова с созданием сети семеноводческих хозяйств». А ещё планы Меркушкина построить канатную дорогу до Южного города и реализовать соглашение с «Новатэком» о строительстве «самого крупного завода в мире». А кроме того - надежду экс-губернатора завершить проектную и подготовительную работу по «Гагарин-центру» и окончательно запустить новый кардиоцентр «Клиника сердца», несмотря на то, что его партнёр по этому строительству, директор ООО «Современные медицинские технологии» Сергей Шатило является фигурантом уголовного дела и обвиняется в картельном сговоре.

Ещё веселее свой успех в «Индексе активности глав регионов по продвижению образа будущего» 31 августа 2017 года в областной телепрограмме «Главная тема» прокомментировал сам Николай Иванович.

«Кремль создал институт, где оценивают в том числе работу губернаторов. Не те, которые там на коммерческой основе, разных у нас много, которые дают рейтингу. Платишь – они тебя поднимают. Не платишь – опускают. Государственный создали. Те частные все были. Не платишь – опускают. И я, как я не в Мордовии, и как не приехал в Самару, принципиально мы никому ничего не платим. Абсолютно никакому институту. Тратились там огромные деньги, и в том числе там часть дорог почему у нас сейчас хорошие – потому что в том числе это оттуда. Сотни миллионов рублей тратилось на эти цели. Даже суммарно за миллиард рублей уходило. Это огромные деньги. Вот. А это институт государственный создали, чтобы уйти вот от того, что всё покупается и всё продаётся в том числе. И они определили как бы модель, как оценивать, главную модель, работу губернаторов. Это насколько работает власть на будущее. То есть решает и сегодняшнюю задачу, и насколько там решается задача завтрашнего дня. В развитии. И когда они проанализировали там всё, что мы делаем, всё, что мы делаем сегодня, которое будет давать завтра, или делали пять лет назад и уже сегодня есть результат. Сегодня, то есть, понимая, что именно тренд будет в этом направлении закладывалось, да», - буквально заявил тогда теперь уже особо ответственный спецпредставитель президента России по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов.