Федеральная редакция радио «Эхо Москвы» со ссылкой на расследование сайта «Каспаров.Ru» утверждает, что в региональные школы и техникумы пришли «письменные рекомендации по профилактике экстремизма», где, в частности, говорится, что «особенно важно не допустить участия молодёжи в оппозиционном митинге 12 июня. Нужно обратить внимание ребят на то, что протестная активность носит временный характер». По данным сайта, участковые уполномоченные полиции посещают школы и предупреждают педагогов об ответственности в случае, если 12 июня задержат их учеников, а в одной из самарских школ классные руководители внушают ученикам, что если они пойдут на оппозиционный митинг и будут задержаны, то у них могут возникнуть сложности с поступлением в вуз, а у их родителей — проблемы на работе.

В свою очередь, в областном министерстве образования и науки отрицают распространение «антиэкстремистской методички» и заявляют, что никаких распоряжений в связи с грядущей антикоррупционной акцией не делали.

Как писал «Засекин», Самарская область регулярно попадает в федеральные ленты новостей как регион административного мракобесия и охранительного произвола. 16 мая тольяттинские школьники опубликовали ролик, в котором после обязательно-принудительного просмотра санкционированного Николаем Меркушкиным фильма «Экстремизму – нет» директор школы пугает ребят тем, что участие в митингах ставит крест на их карьере, а в России всегда воровали.

Ученики тольяттинской школы №70 выложили в YouTube ролик о просмотре фильма «Экстремизму – нет» в актовом зале учебного заведения. После просмотра выступает, как утверждают авторы ролика, директор школы Ольга Жигулёвцева. Она рассказывает, что в Тольятти якобы действуют 4 проплаченных человека, вспоминает про митинг 26 марта и предупреждает о предстоящей 12 июня новой антикоррупционной акции. Один из учеников задаёт ей вопрос, почему она сравнивает экстремиста и участника мирного митинга, на что директрисса отвечает: «Да, действительно, сначала был мирным, но потом появляются провокаторы…».

Школьный директор настойчиво несколько раз повторяет ученикам, что участие в митингах и возможное задержание поставит крест на их карьере. Школьники в свою очередь вспоминают один из фрагментов расследования ФБК «Он вам не Димон», касающийся Алишера Усманова. В ответ «педагог» упрямо твердит, что действия Навального проплачены. В конце почти 40-минутного ролика директрисса заявляет, что «не видит альтернативы Путину», в России, по её мнению, «всегда воровали», и она «не доверяет большинству депутатов, потому что те популисты». 

А учащимся Самарского международного аэрокосмического лицея запрещают  говорить об Алексее Навальном даже между собой. В наказание за обсуждение деятельности создателя Фонда борьбы с коррупцией [Включен(а/о) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации] [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]и для «правильной обработки по очищению от неправильных мыслей» учащихся вызывали к психологу. «Есть лицей – нет Навального», - этот новый девиз учебного заведения штатный психолог дважды повторил учащимся. На сеанс «промывания мозгов» вместо занятий по обществознанию лицеисты попали после того, как классная руководительница услышала на перемене их личный разговор об Алексее Навальном. 

Об этом стало известно из десятиминутного фрагмента почти часового «политического лечебного сеанса» психолога, посвящённого борьбе с коррупцией, вере в Бога, истине и Майдану, опубликованному на канале YouTube пользователем под ником «Самарская оппозиция». В Интернете был размещён и другой ролик, на котором сами учащиеся Денис и Сергей рассказывают о произошедшем в лицее. Один из лицеистов заметил, что классная руководительница является активной защитницей самарского губернатора, и разговор о Навальном мог оскорбить её верноподданнические чувства.

«У нас классный руководитель работает, можно сказать, лично на Меркушкина, на его пропагандистскую деятельность. Она свозит студентов, рассказывает в лицее о Навальном, какой он плохой человек», - поведал лицеист.

Ранее оппозиционер назвал Николая Меркушкина «сумасшедшим губернатором» и опубликовал информацию об участках и домах на Рублёвке, принадлежащих окружению главы региона и его сыну. Таким образом основатель Фонда борьбы с коррупцией ответил на высказывание самарского губернатора о том, что «Навальный, абсолютно принадлежа дяде Сэму, хочет поджечь губернию». Стоит отметить, что на запрещённом митинге в Самаре «Он нам не Димон» одним из главных лозунгов молодёжи было обращение к Меркушкину «Уезжай в Мордовию!».

Информационному агентству «Росбалт» [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]учащийся сообщил, что преследование говоривших о Навальном в лицее прекратилось, однако после публикации видео блогером «Камикадзе» началось снова. По словам лицеистов, они не единственные из учащихся, кого «прорабатывали» за «неправильные» мысли и высказывания.

Напомним, что обращение самарского адвоката Андрея Соколова на имя председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с просьбой проверить на соответствие российскому законодательству содержание и демонстрацию анонимного фильма «Экстремизму – нет!» было принято к рассмотрению. И переправлено в правительство Самарской области.

«Таким образом, губернатор будет сам себе давать политическую оценку и вместо прокуратуры делать заключение о законности фильма», - отметил адвокат Андрей Соколов в разговоре с радио «Эхо Москвы» в Самаре.

Соколов посчитал недопустимым и провокационным сравнение в фильме «Экстремизму – нет!» участников самарских митингов протеста пенсионеров и антикоррупционной акции с боевиками запрещённой в России ИГИЛ, [Признан(а/о) террористической на территории РФ и запрещен(а/о)] фашистскими штурмовиками и активистами киевского Майдана.

В письме, адресованном председателю Совета Федерации Федерального собрания России Валентине Матвиенко адвокат в частности написал: «30 марта 2017 года при поддержке губернатора Самарской области Меркушкина Н.И. в помещении самарского универсального спорткомплекса «МТЛ-арена» состоялся форум общественности Самарской области под названием «Экстремизму - нет!». Для проведения форума в спортивный комплекс были организованно доставлены более 2000 зрителей – в основном старшие школьники и студенты самарских вузов, которых освободили от занятий. В самом начале форума зрителям был показан фильм «Экстремизму – нет!», содержащий сцены насилия и способы самоубийства через самосожжение. К сожалению, этот фильм вызвал одобрение губернатора Самарской области Меркушкина Н.И., а также присутствовавших в зале докладчиков… Помимо сцен жестокости и самоубийства через самосожжение в фильме «Экстремизму – нет!» проводится параллель между боевиками ИГИЛ и массовыми социальными протестами пенсионеров Самарской области, причиной которых стало лишение стариков социальной поддержки и грубые ошибки управления регионом. Считаю недопустимым, когда лишенных социальной поддержки пенсионеров и ветеранов труда - уважаемых и законопослушных граждан России, имеющих заслуги в трудовой деятельности и проживающих в Самарской области, губернатор оскорбляет приравниванием к террористам и участникам незаконных вооруженных формирований… Полагаю, что подобные действия губернатора Меркушкина Н.И. способствуют социальной напряженности и дестабилизации обстановки в Самарской области в преддверии выборов Президента РФ, могут осложнить электоральную обстановку в период подготовки к выборам….».

Добавим, что на федеральный уровень вышел и инцидент в самарской школе №114, когда ученик 8-го класса записал и опубликовал в социальной сети «ВКонтакте» видеоролик, снятый на уроке географии. На ролике видно и слышно, как учитель Ирина Горбатенко читает лекцию, истерично кричит на школьника и показывает подросткам фильм «Экстремизму – нет», с демонстрации которого начался одноименный форум, где выступил губернатор Николай Меркушкин. Позже этот фильм, в титрах которого не указаны компания-производитель и фамилии авторов, транслировался по местному телевидению.

«Меня пнули и на меня накричали», – описал подросток опубликованный ролик. Он подчеркнул, что в его классе нет никого старше 15 лет, а фильм предназначен для аудитории 16+.

«Если ты не хочешь смотреть – закрой свой рот и отвернись! Но не мешай другим, понял меня? Я не слышу ответа! Я не слышу ответа! Так, к директору марш отсюда! Марш отсюда к директору. Встал быстро! Ты любишь агрессию? Встал, быстро! Быстро, встал! Встал! Ты экстремизм любишь? Агрессию? Встал, встал быстро!», - истошно и агрессивно накричала учительница на мальчика после того, как ученик сказал ей, что он – против коррупции.

Вечером 6 апреля школьник сообщил, что в школу пришли его родители, и Ирина Горбатенко извинилась перед ним.

Стало известно и о других конфликтах, связанных с демонстрацией в учебных заведениях Самары фильма «Экстремизму – нет».

«Сын сказал, что в лицее с 8 класса показали фильм, тот самый, где Меркушкин хороший, а Навальный, КПРФ и его папа - фашисты. В каких школах ещё? Мной подано соответствующее заявление в прокуратуру области по факту создания и демонстрации клеветнического фильма «Экстремизму – нет» и демонстрации несовершеннолетним сцен насилия и жестокости, включая самоубийства», - написал в своём аккаунте в Twitter депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.

Добавим, что фрагменты анонимного фильма «Экстремизму – нет» 8 апреля демонстрировались и на большом экране на площади имени Куйбышева перед началом официальной части «общественной акции «За мирное и созидательное развитие общества! Вместе против экстремизма и терроризма!», превратившейся, по сути, в официозное мероприятие по поддержке губернатора Николая Меркушкина.

Позже г-н Меркушкин признался, что одиозный пропагандистский фильм был сделан телеканалами «Губерния» и «Звезда». А прокуратура Самарской области установила, что одиозный, анонимный и пропагандируемый лично Николаем Меркушкиным фильм «Экстремизму – нет» демонстрировался с нарушением закона гражданам, не достигшим 16 лет. При этом, если вы поверите руководству телеканала областной администрации, сей фильм сделан из бескорыстных побуждений и «является результатом коллективного творчества». Более того, региональная Счётная палата не знает, кто финансировал этот фильм, если кто-то вообще его финансировал, а министерство образования области с потрясающим мужеством уверяет, что решение о показе фильма учащимся и студентам руководители учебных учреждений принимали исключительно по своей собственной воле.