Сегодня, 30 октября, Самара отметила День памяти жертв политических репрессий открытием в парке им. Юрия Гагарина нового памятника «Спас». По инициативе городской администрации, без обсуждения с широкой общественностью, памятник разместили на одной из братских могил жертв сталинских репрессий, где долгие годы находился памятный камень.
Отметим, что памятный камень, который был установлен в 1990 году на средства горожан, собранных обществом «Мемориал», и городской администрации, был снесён мэрией 12 октября. По факту сноса памятника председатель Самарского добровольного историко-просветительного правозащитного общества «Мемориал» Владимир Семёнов обратился с письмами в прокуратуру Самарской области и к мэру Дмитрию Азарову. У Семёнова, как и у многих самарцев, вызывает недоумение тот факт, «что памятник был снесён тайно, без согласования с общественностью, так в советское время проводились тайные спецоперации по демонтажу памятников без согласования с кем бы то ни было».
Засекин.Ру решил узнать, что думает об этой конфликтной ситуации заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук Ваган Каркарьян.
- Многие недоумевают, почему снос памятного камня и установка нового памятника никак не обсуждалась ни с обществом «Мемориал», ни с гражданами. Вы знаете о существовании этого конфликта?
- Слышал только, что сначала полагали, будто прежний памятник разрушили вандалы, а оказалось, что его сознательно убрала администрация Самары.
Но я не видел ни того, ни другого памятника. Знаю, что автор новой скульптурной композиции – Иван Мельников. Но больше – ничего. Может, там просто что-то треснуло, и поэтому решили прежний памятник заменить.
- Как вы относитесь к творчеству Ивана Мельникова?
- Положительно. Он серьёзный мастер.