Областное правительство одобрило изменения в региональные законы о публичных мероприятиях. Поправки носят ограничивающий и запретительный характер. В частности, расстояния между участниками одиночных пикетов должно быть не менее 25 м. Публичные мероприятия будут запрещены в местах ближе 100 м от объектов жизнеобеспечения, в радиусе 500 м от зданий дошкольного, общего, среднего профессионального образования, детских площадок. Публичные мероприятия разрешают проводить в 100 м от строений, используемых для проведения богослужений и религиозных обрядов, и в 500 м от медицинских организаций.
Эти поправки экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировал депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.
- Как Вы оцениваете принятые поправки?
- Из всего этого пакета я согласен с двумя поправками, и я как депутат буду готов за них проголосовать. Это определение расстояния между одиночными пикетами. Это необходимо, чтобы исключить различные толкования со стороны сотрудников полиции того, на каком расстоянии должны стоять люди с одиночными пикетами. Хотя, на мой взгляд, 25 метров – это слишком большое расстояние, его можно сократить в два раза. И я одобряю поправку о создании Гайд-Парка, где можно будет проводить мероприятия без согласования. Но, конечно, это место должно быть не на пустыре в Зубчаниновке. Это должно быть какое-то разумное место, которое уже используется для проведения публичных мероприятий.
- Вы не думаете, что Гайд-Парк маргинализирует протест, в том смысле, что он будет восприниматься горожанами как площадка, куда раз в неделю приходят сумасшедшие с плакатами, митингуют и успокаиваются?
- Нет, это сложившаяся мировая практика. Гайд-Парк нужен. Иногда бывает, что организуя мероприятие, не успевают подать уведомление, согласовать место. И такой Гайд-Парк был бы выходом из ситуации. Но только если это будет достойная площадка.
- Какие из поправок Вы не одобряете и почему?
- Вызывают иронию и недоумение расстояния, которые устанавливают для публичных мероприятий от школ, больниц и детских площадок. Если сравнить с антиалкогольным законодательством, то места продажи крепких алкогольных напитков должны быть отдалены от детских заведений на 100 метров. Исходя из этого, получается, что группу людей, стоящих с плакатами, власть воспринимает, как в пять раз более опасное для детей явление, чем пьяного человека с бутылкой водки. Это какое-то смещение понятий, потому что в системе конституционных прав граждан политические права находятся на более высокостоящем уровне, чем какие-то другие. В результате применения этой нормы закроется большое количество площадок. Можно составить карту, которая покажет, что большинство площадок будут закрыты, что нарушает конституционные права граждан.
Я не исключаю, что проанализировав этот документ, будут поданы иски по отмене закона именно в этой части. Я считаю, что это будет совершенно оправдано, и не исключаю, что сделаю это от своего имени. И ещё, с моей точки зрения, необходимо законодательно закрепить запрет на отказ на проведение пикетов у входов в административные здания. Потому что основной смысл пикета – это некое обращение, с которым граждане приходят к органам власти. Чиновники обязаны их читать и реагировать на эти обращения.