Холдинг «Русагро» заявил о возможном отказе от реализации инвестиционного проекта в Самарской области в связи с визитом правоохранительных органов на Безенчукский маслоэкстракционный завод (МЭЗ), принадлежащий близкой холдингу компании «Юнивест». Силовики хотели провести на заводе выемку документов, однако не имели при себе бумаг для проведения подобных мероприятий.

Холдинг связывает произошедшее с уголовным делом в отношении бывшего управляющего «Самара Агро Прод» Виктора Карнауха, продавшего актив ООО «Юнивест» в 2011 году . Кредиторы «Самара Агро Прод» – «Россельхозбанк» и Международный инвестиционный банк остались недовольны ценой и стали оспаривать продажу. Осенью 2011 года действия управляющего были признаны незаконными, и кредиторы отстранили Виктора Карнауха.

Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировал президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов», исполнительный директор «Самарской гильдии финансистов» Дмитрий Яковенко

- Насколько такие оперативные мероприятия типичны для взаимодействия коммерческих структур и силовых органов и как они характеризуют инвестиционную привлекательность Самарской области?

- Я не думаю, что это показатель инвестиционной привлекательности области. Если силовые структуры принимают силовые меры без достаточных на то оснований, это коррупция чистой воды. И, если этих оснований нет, то речь может идти о рейдерской атаке. Наверняка в силовых органах должна быть служба собственной безопасности, которая должна проводить эту грань: в каких целях проводятся силовые действия, с целью установления правопорядка или как-то иначе. У нас достаточно много средств уходит из-под налогообложения, много всевозможных «серых» схем, с этим, естественно, надо бороться.

- Представители «Русагро» связывают операцию с уголовным делом в отношении Виктора Карнауха.

- Если кто-то из акционеров бывшего предприятия или его кредиторы посчитают, что банкротство предприятия было фиктивным. Действия могут быть связаны с расследованием. Если сама продажа проходила с нарушениями, заведены уголовные дела. Если разбираться в ситуациях с банкротствами, то мы можем найти до 20% фиктивных банкротств по региону и по России. При проведении процедур банкротств в 40-50% мы сможем найти нарушения, связанные с продажей, когда нарушались интересы кредиторов или продажа проводилась ниже рыночной. Это уже основания для оперативных мероприятий.

- Николай Меркушкин публично заявлял о заинтересованности в сотрудничестве с «Русагро». Это обстоятельство может как-то повлиять на развитие ситуации?

- Я понимаю, что наш новый губернатор очень трепетно относится к вопросам развития сельского хозяйства. Но, на мой взгляд, если имеет место конфликт интересов различных собственников, то власть уровня губернатора в этот конфликт вмешиваться не должна. Потому что у губернатора нет законных оснований вмешиваться в ситуацию, связанную с преднамеренным или фиктивным банкротством, в ситуацию с продажей имущества ниже реальной рыночной стоимости и нанесением ущерба акционерам или кредиторам. Если имущество купили ниже рыночной стоимостью за счёт каких-то махинаций, то любые действия правоохранительных органов, независимо от намерений холдинга инвестировать в регион, законны и оправданы. Мне кажется, что это не тот вопрос, в который должен вмешиваться губернатор.