Результаты скрупулезного лингвистического анализа публичной речи действующих представителей органов государственной власти опубликовала «Российская газета».

Самыми грамотными по итогам анализа оказались министры правительства России - коэффициент 9,4. На второй позиции распологаются депутаты Государственной думы (6,4), которым лишь немного уступают главы муниципальных образований (6,3). Коэффициент грамотности губернаторов и респлубликанских глав, как выяснилось, значительно ниже - всего 2,3.

Материалом для анализа послужили видео- и аудиоинтервью государственных деятелей разных уровней, представляющие собой частично подготовленную или спонтанную публичную речь.

Внимание обращалось на соблюдение норм произношения и ударения, лексических норм (использование слов в соответствии с их значениями, соблюдение норм лексической сочетаемости, нормативное использование фразеологизмов), грамматических (морфологических и синтаксических) норм современного русского литературного языка.

При вычислении коэффициента грамотности учитывалось количество ошибок на единицу эфирного времени. Чем выше коэффициент, тем меньше ошибок на единицу времени совершают ораторы. Если за 10 минут речи совершается одна ошибка, то коэффициент равен 10, если пять ошибок за те же 10 минут - двум.

Конкретные фамилии в исследовании не называются, однако сложно отказать себе в удовольствии процитировать фрагмент речи одного из самых опытных представителей региональной власти.

«Сразу хочу сказать, что это игра. Причём игра политическая. Игра политическая. Лишь бы, может быть, наделать шума. Кто-то хочет, может быть, из политических фигур показать свои возможности, что он может. И если кто-то не совсем с ним согласен, он может поступить точно  также с другим. Поэтому имейте в виду.  Ну, условно.  Вот. Но это тоже звучит слишком уже устарело. Это тоже душок из девяностых. Душок из девяностых.

Сегодня жизнь другая. Сегодня не будут в том числе, и в стране в том числе, на самом высоком уровне, непростое время, там идти на поводу подобного рода инициатив и людей и так далее, и так далее. Потому что, что касается вот этого вот скандала по поводу мэра города, всё это было заранее подготовлено определённым кругом лиц, я даже не хочу сказать, что правоохранительной системой, нет, нет, это людьми, которые работали в мэрии или работают и сегодня в мэрии, те, которые работали в мэрии, там много уволенных и очень сильно недовольных на действующую власть, а уволенных во-многом по той причине, что шли сигналы и мэру, и нам шли сигналы, что как поборы на рынках были, так они остаются, и он уже две команды этого потребрынка уволил, сменил. Только из-за того, что идут эти поборы.

Понятно, что эти люди, которые намного лучше знают, чем Фурсов, этих людей, работающих на рынках и так далее, и появилась возможность такая, значит, они организовали таким образом и куда надо просигналили быстренько, да. Ну, я так говорю не то, что стопроцентно так было, но, условно там, по такому сценарию  вполне могло всё происходить. Он ни от кого не зависим, и никто не может зайти и поставить перед ним условия. Он очень многим неудобен, очень многим неудобен.

Поэтому ещё раз хочу сказать, понятно тема она непростая, есть над чем там, условно, за верёвочки там  дёргать и, как вы говорите, то стихнет, то снова там всплывёт», - заявил губернатор Самарской области Николай Меркушкин 29 декабря 2015 года во время телепрограммы «Круг вопросов», в которой представители шести региональных телеканалов задавали главе региона предновогодние вопросы.