Адвокат Андрей Соколов рассказал порталу Засекин.ру о том, как граждане могут защитить свои права в случае ухудшения здоровья из-за изменения экологической обстановки.


- Куда обращаться людям, которые полгода прожили рядом с нефтеперерабатывающим заводом, повлиявшим на их здоровье?


- У нас есть природоохранная прокуратура, которая проводит проверку любых обращений граждан, связанных, в том числе, с ухудшением экологии из-за каких-либо выбросов предприятия в окружающую среду. Обычно в ходе проверок проводится экологическая экспертиза, устанавливается состав выбросов и выясняется, что явилось причиной заболевания людей или ухудшения их здоровья. Дальше применяются статьи уголовного или административного кодекса, подразумевающие ответственность.


- Получается, люди могут требовать возмещения ущерба, нанесённого их здоровью?


- Да. Они могут, во-первых, потребовать возмещение расходов на восстановление здоровья и компенсацию морального вреда, который причинён ухудшением здоровья.


- Бытует мнение, что нанесение экологического вреда недоказуемо…


- Нет, это доказуемо. Просто подобные дела не имеют распространённой практики. Люди у нас, в основе своей, инертны даже в вопросах собственной самозащиты и этим просто не занимаются. Согласиться с тем, что нет особой практики можно.


- Вы знаете случаи, когда подобные дела разрешались в пользу граждан?


- Я не могу сказать, что мне известны конкретные дела, связанные с защитой экологии. Любые экологические происшествия не имеют особой сложности в доказывании. Они могут быть тягомотными, но проблемы в их расследовании я не вижу.
Дело в том, что подобные тяжбы не востребованы. Вспомнить известный мор рыбы, который случился накануне последних мэрских выборов. Его же никто не расследовал. Проблем в том, что кругом отписки кругом.


- На Ваш взгляд, в чём причина этих отписок?


- Просто никто ничего не делает. У чиновников отсутствует контроль со стороны государства и соответственно, пишутся наиглупейшие отписки для галочки.


- А кто должен контролировать чиновников?


- Прокуратура. Если это касается следствия, то начальники следственных отделов и прокуроры.
Контроль, связанный с работой мест лишения свободы, проходит любое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Проводится тщательнейшая проверка – не дай бог там будет какой-то хвост, который укажет на бездействие сотрудников мест лишения свободы. Когда будут чёткие сведения о том, что кто-то из заключённых привлечён неправомерно, всё будет спускаться на тормозах.
Это государственный заказ – абсолютно игнорировать любые правонарушения. Если какой рыболов поймает на удочку пескарика, его тут же выловят и привлекут к уголовной ответственности. Но когда будет мор рыбы по всей Волге и это будет связано с каким-нибудь нефтегазовым предприятием, будут созданы максимальные препятствия для того, чтобы человек ничего не доказал.


- Как Вам кажется, у жителей Большой Раковки есть шанс доказать нанесённый экологический вред?


- Мне кажется, шансы практически стопроцентные. Всё завязано исключительно на активности людей. Проблема в их недоверии к власти, неверии в результат и нежелании тратить своё время.