После известного московского историка архитектуры, профессора Высшей школы урбанистики Григория Ревзина, раскритиковавшего идею строительства студенческого кампуса на Радиоцентре, выступил Николай Меркушкин. Намекая на скандал вокруг «Стены» на площади Славы и устойчивое неприятие образованными горожанами проекта модернизации исторической Самары, выполненного ООО «Институт «Ленгипрогор», глава региона заявил, что «мы можем бесконечно вести дискуссии и не добиться того, чтобы в центре Самары была нормальная городская среда».

А в ответ на тезис Ревзина о том, что кампусы за городом – очень плохая идея, это американская специфика, а в Европе студенты обитают в центрах старых городов, Меркушкин сделал заявление, что Самаре нужно конкурировать с НАСА, то есть с Национaльным управлением по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США, а также с китайцами и индийцами. «Нам нужен технополис, прикладная наука, там нужна другая аура, другая среда - и бассейны, и движение на электромобилях и велосипедах».

В ходе заочной и очной полемики Ревзина и Меркушкина известный архитектурный аналитик на реплику губернатора «Мы уперлись в историю и только в историю. Мы не тем занимаемся, мы обсуждаем стенку какую-то, а это не стенка, это совсем другое», очень корректно, но твёрдо возразил: «Если нам достался Рембрандт, но он нам не по карману, мы что - будем его уничтожать теперь?». В ответ Меркушкин заверил участников конференции, что и вузовские площадки в старом городе сохранятся и будут развиваться.

Стоит отметить и рассуждения Ревзина о старой Самаре: «Исторический центр Самары является национальным достоянием. Те особняки, которые здесь стоят, особняки модерна, особняки эклектики — это потрясающие памятники! То, в каком он состоянии сегодня — это позор. Просто откровенный позор. Вы знаете, я вчера ходил и думал: на что это больше всего похоже? Ну, на Флоренцию после чумы»... 

Затем с критикой качества жизни и парадигмы развития Самары выступил бывший главный архитектор областной столицы Виталий Стадников. Стадников, в частности, заметил, что «по качеству жизни и потере образованного населения Самара в последние годы теряет позиции и становится аутсайдером».

Виталий Стадников жёстко и очень чётко констатировал, что «Самара, по сути, является моногородом по производству субурбии», то бишь барачно-коттеджных и торговых пригородов внутри самого города. «Торговые моллы съедают город, они уже идут в старую, самую ценную Самару. Прожектёрство как стратегия. Обслуживание сетевиков, купивших земли за городом. Неоформленные территории, бесправные люди. Отсутствие норм и правил застройки. Уничтожение природы», - диагностировал самарское развитие Стадников под долгие и горестные аплодисменты участников конференции. А советник Николая Меркушкина, бизнесмен и руководитель «Ленгипрогора» Юрий Перелыгин в ответ на уничижительную критику «модернизации областной столицы» пригласил Виталия Стадникова в Иркутск.

Резко выступил и Сергей Малахов, который заявил, что в ценном, самобытном пространстве старого города можно максимум проектировать один дом, а не пытаться его высокомерно деформировать целиком. «Это бред, это высокомерный и непрофессиональный взгляд чужого человека на бесценный старый город, где каждый двор дороже любой коммерческой высотки или «среднеэтажки», разрушающей кварталы. А замер старый город, потому что он невероятно беден».

Выступили на конференции и архитекторы Франсуа Декостер, Евгения Репина и Мария Пидодня. Француз Декостер отметил, что в Самаре прекрасный центр, который как будто никому не нужен. «Надо возвращать людей в лучшие старые кварталы», - резюмировал Декостер.